Top.Mail.Ru
Рассказываем о способах взаимодействия с отделениями почты. Помогаем выстроить отношения с инициаторами отправки документов внутри своей компании. Опубликован пример Регламента организации отправки документов почтой, журнала регистрации почтовых отправлений, оформления списка рассылки заказных отправлений (по форме 103). Увидите, какими сервисами можно пользоваться на сайте «Почты России». Поможем вам оформить доверенность для курьера на получение и отправку корреспонденции организации на почте на следующий год.

Какие бывают письма

Конечно, первая и главная функция почты - пересылка различных отправлений, которые делятся на 2 большие категории: регистрируемые и нерегистрируемые.

Регистрируемое отправление отличается тем, что при отправке оно получает уникальный почтовый идентификатор. По нему не просто можно отследить продвижение почтового отправления, но и при необходимости получить от почты юридически значимое подтверждение того, что письмо было вручено адресату или его представителю. К регистрируемым почтовым отправлениям, с которыми обычно сталкиваются работники канцелярии, относятся:

  • заказные письма / бандероли и
  • они же, но с добавлением уведомления о вручении и описи вложений.

Нерегистрируемое отправление - это, например, обычное письмо, которое мы опускаем в почтовый ящик. В этот момент его следы теряются и могут даже никогда не найтись. Никто не сможет доказать, что мы отправляли это письмо, никто также не докажет, что адресат его получил. Поэтому документы, потеря которых может повлечь последствия юридического и финансового характера, простыми письмами лучше не отправлять.

Пожалуй, самая распространенная дополнительная услуга, которую покупают абоненты почты при отправке регистрируемого почтового отправления - это простое уведомление о его доставке. Получатель распишется и поставит дату получения письма в специальной форме, которая (за счет отправителя) потом будет ему, отправителю, возвращена.

Опись вложения, по утверждению «Почты России»1, является юридически значимым документом. Она представляет собой бланк утвержденной формы, который заполняется отправителем для фиксирования содержимого отправления, количества и, при необходимости, ценности. Письмо с описью вложения следует приносить на почту незапечатанным: оператор, принимая его, должен убедиться, что содержимое конверта соответствует описи.

Если мы хотим подтвердить получение адресатом конкретного документа, лучше использовать опись вложения. Простое уведомление содержит подпись получателя о том, что ему вручили конверт или бандероль, но не свидетельствует о том, что в полученной «упаковке» было определенное содержимое. Ведь там могли быть и открытка, и счет-фактура, и любой другой документ. А в описи отправитель может указать реквизиты вложенного документа (наименование вида, номер и дату), так что двояким толкованиям здесь места не останется.

Письмо от бандероли отличается только весом: оба отправления могут выглядеть одинаково - быть запакованы в один и тот же конверт, чуть различающийся толщиной. Если ваше отправление более 100 гр., то это уже считается бандеролью. Конечно, конверты могут быть разными по материалу, размеру и весу, но обычно вложение в самый простой легкий конверт документов до 20 листов еще позволяет именовать отправление письмом, а если нужно отправить 20 и больше листов А4 формата - то это уже бандероль. Разница между письмом и бандеролью заключается в весе и почтовом тарифе, вот все! Поэтому далее в статье для краткости будем оперировать только понятием «письмо».

Как работать с почтой

Способов работы организации с почтой на сегодняшний день всего два:

  • или представитель компании идет на почту,
  • или почта в лице работника отделения приходит в компанию.

О корпоративном обслуживании мы поговорим ниже, а о походах вашего курьера в почтовое отделение уточним, что необязательно ходить на почту исключительно «по месту прописки». Отправлять письма можно из любого отделения, какое нравится и удобно. Почтовые отделения бывают разной классности, и если в одних все посетители вынуждены стоять в общей очереди в единственное «окошко», то в других представители организаций обслуживаются отдельно от физических лиц.

А вот получение писем необходимо организовать в том почтовом отделении, к которому компания относится по своему юридическому адресу, т.к. именно на него будут отправлять важную корреспонденцию суды и иные госорганы. Часто юридический адрес (зарегистрированный в ЕГРЮЛ) и почтовый (по месту расположения офиса) различаются, и организации удобнее получать корреспонденцию рядом с офисом. Тогда ее забирают по двум адресам (по юридическому реже, по фактическому чаще заодно с отправкой корреспонденции). Хотя бы раз в неделю почтовый ящик по юридическому адресу стоит проверять.

Три формы организации отправки писем:

  • работники отправляют письма сами. Этот вариант распространен в небольших компаниях, где система работы с почтой никак не налажена. Если у кого-то появляется потребность отправить письмо, то он едет в почтовое отделение сам. На следующий день квитанция сдается в бухгалтерию, оформляется авансовый отчет, и деньги за отправку письма возвращаются сотруднику. «Плюс» у этого варианта только один: по вопросам отправки канцелярия с почтой не пересекается вообще. А минус следующий: коллеги очень быстро поймут, что под предлогом отправки письма можно уйти по своим делам, а большая очередь в отделении поможет оправдать даже многочасовое отсутствие на работе. В целом такой подход неэффективен;
  • в компаниях «постарше» почта поручается одному из секретарей или работников канцелярии, а может быть, и курьеру. Этот работник собирает у себя все отправления организации, учитывает их, оформляет и «оптом» отправляет в установленные дни, как правило, дважды в неделю. Плюс в централизации процесса: есть ответственный работник, есть учет отправлений и точно определенные дни, когда будет отправка. Минус - отправку срочной корреспонденции приходится организовывать специально;
  • корпоративное обслуживание «Почтой России» - вариант «для продвинутых». Если компания ежедневно готовит несколько десятков писем, то оформление такого сотрудничества - лучший вариант. С почтой заключается договор, по условиям которого ежедневно (или в установленные дни) приезжает работник почтового отделения, привозит корреспонденцию для получения и забирает для отправки. Ваш сотрудник никуда не ездит, а занимается только учетом и оформлением отправлений....

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в апреле + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = 30%

Рекомендовано для вас

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски

В этом номере журнала подробный разбор практики работы с факсимиле начинаем с выяснения допустимой сферы применения этого способа подписания документов. В каком случае это возможно для инвалидов по зрению? Как все остальные должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? И наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Отвечаем на перечисленные вопросы, основываясь на судебной практике и показывая образцы документов и их ключевых формулировок.

Трансформация согласования распорядительных документов в макрорегиональном филиале телекоммуникационной компании

Показана трансформация алгоритма согласования проектов распорядительных документов в крупной компании на протяжении 15 лет: что вводили, от чего и почему отказывались, к чему пришли. Предлагаем вам этот богатый ассортимент решений с оценкой их последствий: что может делать нормоконтроль и его место в процедуре согласования и подписания проектов документов; что можно запараллелить; как оформить матрицу согласования проектов документов (кого в нее включить и кого вывести в особую логику внутреннего согласования); какие сроки согласования установить в зависимости от объема документа; какие варианты положительной визы можно заложить в СЭД; как уменьшить число кругов согласования и создать схему разрешения разногласий, заставив согласующих лиц быстрее приходить к консенсусу, чтобы избавить от лишних хлопот службу ДОУ и руководителя, подписывающего проект документа.

Уничтожение электронных копий документов в СЭД: ответы на вопросы

При уничтожении бумажных оригиналов обязательно ли одновременно уничтожать их электронные копии в СЭД и резервных базах данных? Как это документально оформить? Как в номенклатуре дел можно отражать такие связанные между собой группы документов? Предлагаем ответы на эти вопросы.

Новые Методические рекомендации по разработке Инструкции по делопроизводству в государственных органах и местного самоуправления

О новом методическом документе вам рассказывает один из его разработчиков: для кого он обязателен, зачем разработан, когда вступил в силу и вместо какого документа. Обращаем ваше внимание на процедуру согласования Инструкции по делопроизводству; на необходимость отражения в ней распределения ответственности; на приложения, которые содержат конкретные формулировки, которые вы сможете включить непосредственно в текст своей инструкции, там есть и примеры заголовков дел для номенклатуры, перечни утверждаемых документов и заверяемых печатью, типовые сроки исполнения, образцы оформления документов и т.д.

Классификатор приказов вам поможет

Классификатор приказов – это систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации. Для каждого приказа здесь закрепляется индекс, кто его подписывает, регистрирует и сколько его следует хранить. Мы опубликовали пример такого классификатора. Он существенно сократит количество допускаемых ошибок; на его основе можно создать справочник в СЭД, из которого работники смогут просто выбирать нужный заголовок; кроме того, упорядочение работы позволит избежать ошибок при дальнейшей экспертизе ценности документов.

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?