Top.Mail.Ru
Можно ли вносить изменения в номенклатуры дел прошлых лет? Кому-то может показаться, что это необходимо сделать при изменении сроков хранения ранее заведенных дел или при корректировке индексов подразделений. Но в подобных случаях задача решается иначе. Как действовать, показываем на примерах из вопросов читателя (с образцами оформления документов).
Вопрос в тему
Куда: delo@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Можно ли вносить изменения в номенклатуры дел прошлых лет, если дела еще не уничтожены и не переданы в архив?

Например:

1. У годовых планов подразделений в номенклатуре дел указан срок хранения 5 лет. Но в организации нет плана годового общего, соответственно планы подразделений должны храниться постоянно? Нужно ли вносить такие изменения и требовать от подразделений передачи планов в архив? Или есть иной способ решения данной проблемы?

2. В прошлом году поменялись индексы подразделений (утверждены приказом в середине года, индексы отражены во всех системах, в т.ч. в СЭД, к индексам привязаны регистрационные индексы документов и прочее), но изменения в номенклатуру дел и в делопроизводство вовремя никто не вносил. Следует ли сейчас внести данные изменения в номенклатуру дел и обязать подразделения изменить номера дел на обложках дел?

Как работать по новому Перечню со старыми документами

Сначала дадим общую рекомендацию, т.к. для планирования работы необходимо уточнить, в номенклатуры дел за какие прошлые годы вы предполагаете вносить изменения.

С 18 февраля 2020 года начал действовать новый Перечень типовых управленческих документов с указанием сроков хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236) 1, а ранее действовавший Перечень 2010 года (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558) утратил силу.

Поэтому с 18.02.2020 при проведении экспертизы ценности документов скорее всего за 2016–2019 годы 2, если дела не уничтожены и не переданы в архив, необходимо было руководствоваться новым Перечнем 2019 года.

Изменения в номенклатуру дел на 2020 год необходимо было вносить в плановом порядке в течение всего 2020 года на основании приказа руководителя организации. А изменения в номенклатуры дел за более ранние годы в связи с изменениями сроков хранения не обязательны.

В настоящее время, уже в 2022 году, рекомендуем работать не с утвержденными номенклатурами дел прошлых лет, а сосредоточиться на правильном определении сроков хранения документов по Перечню 2019 года при составлении соответствующих описей дел для их передачи в архив и акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

В рабочие экземпляры сводных номенклатур дел за период 2016–2020 годов, которые ведутся в службе делопроизводства, вы можете внести новые сроки хранения документов, новые номера статей и при необходимости уточнить заголовки дел – это облегчит составление описей дел и актов. Из каждой номенклатуры дел за прошедшие годы в годовой раздел соответствующей описи или в акт можно сразу переносить заголовок дела и уточненный срок хранения по Перечню 2019 года с номером статьи. Проекты описей и акта выносятся на рассмотрение экспертной комиссии организации (ЭК), в протоколе которой необходимо зафиксировать, что сроки хранения документов и дел за период 2016–2020 годов установлены в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Как внести изменения в номенклатуру дел

В какой экземпляр утвержденной номенклатуры дел в течение года вносятся рабочие корректировки. Какие организации и когда оформляют дополнение к утвержденной номенклатуре дел. Как отразить появление новых дел (не предусмотренных изначально), как уточнить заголовки дел, исправить срок хранения, что вносится в графу «Примечание», как действовать при изменении структуры организации, как отразить количество заведенных томов дел.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.