Кому и как работник должен подавать заявление. Как потом он сможет это доказать в суде. Должен ли работодатель регистрировать заявление и оформлять на нем какие-либо отметки.
Как это может происходить на практике с бумажными заявлениями. Как лучше организовать работу (прием, передачу в работу, уведомление в случае отказа). Какие риски выявил анализ судебной практики. В результате предлагаем вам формулировки для регламентации этой процедуры в инструкции.
Какие особенности появляются при электронном документообороте.
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) предоставляет работникам ряд прав и гарантий, которые не зависят от усмотрения работодателя. И тогда задача сотрудника – просто поставить работодателя в известность о своем намерении ими воспользоваться (в некоторых случаях соблюдая определенный срок предупреждения или с представлением дополнительных документов).
Есть вполне «безобидные» для работодателя просьбы, например когда сотрудник хочет получить копии документов, связанных с работой.
Другие способны серьезно осложнить рабочий процесс:
- когда сотрудник заявляет об увольнении по собственному желанию;
- требует предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения зарплаты в удобное для него время (это полагается по закону отдельным категориям работников в определенных случаях);
- требует дополнительный «донорский» выходной;
- отказывается от дополнительной работы и т.д.
Работодатель и отказать по закону не может, и отпустить сотрудника именно в тот момент бывает невозможно. И тогда возникает соблазн просто не принять от работника «неудобное» заявление или сделать вид, что его не было. Расскажем, каких ошибок лучше избегать в сложных ситуациях.
Кому работник передает заявление?
Для начала вспомним, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Свои просьбы и требования работник адресует работодателю. А вот механизм «доставки» заявлений 1 в законе практически не прописан (об электронном документообороте и дистанционных работниках мы скажем отдельно). Поэтому в обычных коммерческих компаниях бумажный документооборот организуется самостоятельно исходя из их структуры, расположения подразделений и прочих обстоятельств. Ведь одно дело, когда директор находится в соседнем кабинете и доступен для общения с работниками ежедневно, другое – когда руководитель постоянно в разъездах, часы посещений жестко регламентированы (2 часа в неделю по предварительной записи, кто не успел – тот опоздал).
Как заявления могут попасть к работодателю, если уполномоченного должностного лица нет здесь и сейчас? В одних компаниях заявления передаются кадровикам, в других – посредством секретаря, третьи организуют сбор и передачу документов через руководителей структурных подразделений и т.д. Эти моменты обычно закрепляют в локальном нормативном акте (ЛНА) – Положении о делопроизводстве и документообороте, Инструкции по кадровому делопроизводству, в Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении о персонале или др. И если работник передаст заявление ответственному лицу, указанному в ЛНА, то это считается надлежащим уведомлением работодателя.
Иногда налаженная система документооборота работает без официального утверждения, а просто «по традиции». И в один прекрасный момент при «неудобном» заявлении вдруг о ней забывают. Однако подобный маневр может не сработать.
Напомним, что в гражданском праве есть такое понятие, как обычай.
Фрагмент документа
Гражданский кодекс РФ. Статья 5 «Обычаи»
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе...
Трудовое законодательство об обычаях «ничего не знает», но это не мешает работникам доказывать правомерность передачи заявления не лично директору, а иному лицу, потому что так было принято в организации.
Судебная практика. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу № 88-1316/2020
Работницу уволили за прогул, потому что разрешение на отгулы было получено только от непосредственного руководителя.
Однако суд указал: факт уведомления истицей работодателя о предоставлении ей отгулов в счет ранее отработанного времени, а также разрешение на предоставление отгулов со стороны работодателя имели место в соответствии со сложившейся в организации практикой. Сотрудница была восстановлена на прежней работе.
Как работник докажет получение работодателем бумажного заявления?
Как правило, находящиеся в отчаянии сотрудники пользуются всеми возможностями сообщить работодателю о своем грядущем отсутствии. В отчаянии – потому что понимают вероятность увольнения за прогул.
Чаще всего работники просят поставить отметку...