Top.Mail.Ru
Кому и как работник должен подавать заявление. Как потом он сможет это доказать в суде. Должен ли работодатель регистрировать заявление и оформлять на нем какие-либо отметки. Как это может происходить на практике с бумажными заявлениями. Как лучше организовать работу (прием, передачу в работу, уведомление в случае отказа). Какие риски выявил анализ судебной практики. В результате предлагаем вам формулировки для регламентации этой процедуры в инструкции. Какие особенности появляются при электронном документообороте.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) предоставляет работникам ряд прав и гарантий, которые не зависят от усмотрения работодателя. И тогда задача сотрудника – ​просто поставить работодателя в известность о своем намерении ими воспользоваться (в некоторых случаях соблюдая определенный срок предупреждения или с представлением дополнительных документов).

Есть вполне «безобидные» для работодателя просьбы, например когда сотрудник хочет получить копии документов, связанных с работой.

Другие способны серьезно осложнить рабочий процесс:

  • когда сотрудник заявляет об увольнении по собственному желанию;
  • требует предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения зарплаты в удобное для него время (это полагается по закону отдельным категориям работников в определенных случаях);
  • требует дополнительный «донорский» выходной;
  • отказывается от дополнительной работы и т.д.

Работодатель и отказать по закону не может, и отпустить сотрудника именно в тот момент бывает невозможно. И тогда возникает соблазн просто не принять от работника «неудобное» заявление или сделать вид, что его не было. Расскажем, каких ошибок лучше избегать в сложных ситуациях.

Кому работник передает заявление?

Для начала вспомним, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Свои просьбы и требования работник адресует работодателю. А вот механизм «доставки» заявлений 1 в законе практически не прописан (об электронном документообороте и дистанционных работниках мы скажем отдельно). Поэтому в обычных коммерческих компаниях бумажный документооборот организуется самостоятельно исходя из их структуры, расположения подразделений и прочих обстоятельств. Ведь одно дело, когда директор находится в соседнем кабинете и доступен для общения с работниками ежедневно, другое – ​когда руководитель постоянно в разъездах, часы посещений жестко регламентированы (2 часа в неделю по предварительной записи, кто не успел – ​тот опоздал).

Как заявления могут попасть к работодателю, если уполномоченного должностного лица нет здесь и сейчас? В одних компаниях заявления передаются кадровикам, в других – ​посредством секретаря, третьи организуют сбор и передачу документов через руководителей структурных подразделений и т.д. Эти моменты обычно закрепляют в локальном нормативном акте (ЛНА) – Положении о делопроизводстве и документообороте, Инструкции по кадровому делопроизводству, в Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении о персонале или др. И если работник передаст заявление ответственному лицу, указанному в ЛНА, то это считается надлежащим уведомлением работодателя.

Иногда налаженная система документооборота работает без официального утверждения, а просто «по традиции». И в один прекрасный момент при «неудобном» заявлении вдруг о ней забывают. Однако подобный маневр может не сработать.

Напомним, что в гражданском праве есть такое понятие, как обычай.

Фрагмент документа

Гражданский кодекс РФ. Статья 5 «Обычаи»

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе...

Трудовое законодательство об обычаях «ничего не знает», но это не мешает работникам доказывать правомерность передачи заявления не лично директору, а иному лицу, потому что так было принято в организации.

Судебная практика. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу № 88-1316/2020

Работницу уволили за прогул, потому что разрешение на отгулы было получено только от непосредственного руководителя.

Однако суд указал: факт уведомления истицей работодателя о предоставлении ей отгулов в счет ранее отработанного времени, а также разрешение на предоставление отгулов со стороны работодателя имели место в соответствии со сложившейся в организации практикой. Сотрудница была восстановлена на прежней работе.

Как работник докажет получение работодателем бумажного заявления?

Как правило, находящиеся в отчаянии сотрудники пользуются всеми возможностями сообщить работодателю о своем грядущем отсутствии. В отчаянии – ​потому что понимают вероятность увольнения за прогул.

Чаще всего работники просят поставить отметку...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Оформляем почтовые отправления

Показываем примеры оформления конвертов писем (и бандеролей): место расположения данных о получателе и отправителе, в каком порядке указывать элементы адреса, какие сокращения можно использовать. Объясняем, зачем писать почтовый индекс специальным угловатым шрифтом и как он называется (пригодится, если захотите установить на свой компьютер). Как и где указывать должностное лицо или подразделение организации, если послание адресуется именно ему. Как найти или проверить почтовый индекс в адресе. Что означает пометка «ГСП». Как отследить доставку регистрируемого отправления на сайте «Почты России». Какие виды почтовых отправлений существуют. Какое количество документов формата А4 можно отправить по тарифам письма, а что уже потянет на бандероль. Показываем примеры оформления описи вложения (по форме 107) и списка (по форме 103), который потребуется организации при единовременной отправке более 5 регистрируемых отправлений.

Как направить документы своему работнику по почте

Какие документы работодатель обязан отправить почтой, а какие так направлять просто целесообразно. В каком случае предварительно нужно получить на это письменную просьбу работника. На какой адрес отправлять. Какой способ отправки подтвердит факт выполнения работодателем возложенной на него обязанности. Где и сколько потом хранить документы о почтовой отправке. Показываем примеры оформления кадровых документов и форм Почты России: уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее пересылку, заявления работника с просьбой направлять ему документы на определенный адрес, сопроводительного письма при отправке документов, описи вложений в ценное отправление, уведомления о вручении.

Отметка о поступлении и отметка о вручении документа – разные вещи

Делопроизводственный реквизит «отметка о поступлении документа» в организацию (с входящим номером) кардинально отличается от юридической отметки о получении / вручении документа (с подписью): как по назначению, так и по составу элементов (общая у них только дата). Показываем несколько вариантов их оформления. Обязана ли организация-получатель ставить их на экземпляре отправителя. Как убедить суд в факте вручения документа адресату при его отправке курьером, через «Почту России» или по электронной почте.

Оформляем почтовые отправления

Показываем примеры оформления конвертов писем (и бандеролей): место расположения данных о получателе и отправителе, в каком порядке указывать элементы адреса, какие сокращения можно использовать. Объясняем, зачем писать почтовый индекс специальным угловатым шрифтом и как он называется (пригодится, если захотите установить на свой компьютер). Как и где указывать должностное лицо или подразделение организации, если послание адресуется именно ему. Как найти или проверить почтовый индекс в адресе. Что означает пометка «ГСП». Как отследить доставку регистрируемого отправления на сайте «Почты России». Какие виды почтовых отправлений существуют. Какое количество документов формата А4 можно отправить по тарифам письма, а что уже потянет на бандероль. Показываем примеры оформления описи вложения (по форме 107) и списка (по форме 103), который потребуется организации при единовременной отправке более 5 регистрируемых отправлений.

Отметка о поступлении и отметка о вручении документа – разные вещи

Делопроизводственный реквизит «отметка о поступлении документа» в организацию (с входящим номером) кардинально отличается от юридической отметки о получении / вручении документа (с подписью): как по назначению, так и по составу элементов (общая у них только дата). Показываем несколько вариантов их оформления. Обязана ли организация-получатель ставить их на экземпляре отправителя. Как убедить суд в факте вручения документа адресату при его отправке курьером, через «Почту России» или по электронной почте.

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на полноценный кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Сразу оговоримся – это право, а не обязанность работодателя! В чем будет разница при реализации КЭДО в своей информационной системе и при использовании государственного портала «Работа в России». Объясняем, для каких работников и документов теперь можно использовать КЭДО. Какими видами электронной подписи какие виды документов могут подписываться со стороны работодателя и работников (как можно сэкономить за счет минимизации применения квалифицированной ЭП, заключив соглашение). Какой состав мероприятий надо провести работодателю и какие документы оформить для запуска новой технологии (что включить в ЛНА, как уведомить работников, получить согласие сотрудников и др.). В этом номере журнала читайте первую часть подробной статьи.