Знакомьтесь: ассесмент-центр – наиболее точный метод оценки сотрудников

Если верить Википедии, ассесмент-центр, или центр оценки, – ​один из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников. Он основывается на использовании взаимодополняющих методик, которые ориентированы на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей. В чем отличие ассесмент-центра от привычных и давно знакомых методик, таких как интервьюирование и тестирование? Как правильно использовать это метод, чтобы сделать подбор персонала максимально эффективным? Давайте разбираться.

Специфика метода

Ассесмент-центр – один из методов оценки персонала, занимающий особое место в современной практике. В чем отличие и в чем сходство ассесмента с другими методами – тестированием, аттестацией, интервью? Посмотрим на отличительные особенности:

1. Комплексность. В ассесмент-центре используется батарея методов. Туда обычно входят несколько ролевых игр, тестирование, кейсы и др. Одну и ту же компетенцию оценивают разные методики. Например, знание товара у продавца мы можем измерить с помощью тестов, интервью и в ходе ролевой игры.

2. Компетентностный подход. Компетенции, как известно, это навыки и знания, позволяющие сотруднику быть успешным в своей профессии или должности. Обычная аттестация персонала может и не базироваться на компетенциях. Многим знаком вариант, когда комиссия во главе с директором или менеджером по персоналу беседует с аттестуемыми на тему трудностей в работе и дальнейших планов. Итогом бывает совещание, на котором выносится общее решение о присвоении категории, грейда или разряда. Тесты как метод оценки тоже не всегда создаются с учетом требуемых компании компетенций. Часто они разрабатываются на основе документов – должностных инструкций, рабочих регламентов, положений и т.д., которые не всегда содержат описание компетенций и критерии работы. Если же говорить об интервью, то здесь часто происходит сравнение одного сотрудника с другим, когда эталоны для сравнения задаются прямо в процессе оценки. Оценка по компетенциям, напротив, предполагает, что мы определяем критерии заранее. Ассесмент-центр, в отличие от аттестации, тестирования и интервью, строится только на основе списка компетенций и индикаторов поведения. Важное следствие такого подхода – объективность.

3. Оценка поведения. Во время аттестации члены комиссии, конечно, смотрят на поведение сотрудника. Но в их фокусе не столько профессиональные навыки и знания, сколько то, как хорошо аттестуемый умеет произвести впечатление на комиссию. Другими словами, чтобы пройти аттестацию, нужно, как говорят, уметь себя подать. При использовании метода «360 градусов» (опрос коллег, руководителя и внутренних или внешних клиентов) оценивается профессиональное поведение сотрудника. И оценка носит ретроспективный и субъективный характер. То есть эксперты говорят скорее о своих впечатлениях, о том, как человек проявил себя когда-то, но не говорят о его потенциале. Ассесмент-центр включает в себя непосредственное наблюдение за сотрудником в профессиональных ситуациях. Например, для врача профессиональная ситуация – беседа с пациентом, для руководителя – общение с подчиненным или проведение собрания. Поэтому основными методами ассесмента являются практические упражнения и ролевые игры. Что не исключает использования тестов (психологических и профессиональных) и интервью, но скорее в качестве дополнения.

4. Коллегиальность. Решение о выраженности той или иной компетенции наблюдатели принимают в процессе обсуждения. Это сделано для того, чтобы оценка была максимально объективной.

К сведению

Центры оценки, как и многие другие методы и подходы управления (в т.ч. управления персоналом), впервые возникли за рубежом. Передовые способы работы часто появляются либо в оборонно-промышленной сфере, либо в армии. Как пример можно привести создание стандарта описания бизнес-процессов IDEF0, который был разработан департаментом ВВС США. Не исключение и ассесмент-центр, правда, появился он не в США, а в Великобритании в 1942 году.

Во время Второй мировой войны армия Соединенного Королевства стала нуждаться в том, чтобы быстро и точно отбирать людей. На то существовали две причины. Первая связана с необходимостью отбора людей, способных быстро учиться: «Несмотря на то что армия все еще нуждалась в пехотинцах и клерках, множество людей должны были уметь работать со сложным оборудованием. При этом проводить курс обучения и только по его результатам выяснять, способен ли учащийся грамотно работать с радиопередатчиком, было бы большой тратой времени и денег. Надо было найти метод выявления людей, которые способны быстро обучаться 1 необходимым навыкам и имеют потенциал для развития» 2.

Вторая связана с определением способности к руководству у офицеров: «…процент офицеров, удаленных из действующей армии, был пугающе высок. Это происходило потому, что либо они терпели неудачу в бою, либо старшие командиры предвидели эту неудачу. Именно психологами был разработан механизм отбора офицеров, способных руководить людьми. Масштабы данной проблемы значительно понизились. У этой процедуры отбора были две особенности, которые позволяют называть ее прототипом современных Центров Оценки: изучение поведения как показателя успеха при выполнении работы и использование множества источников данных при принятии решения об отборе» 3.

В дальнейшем армейские методы отбора были использованы в Великобритании для оценки сотрудников гражданских государственных учреждений, а позднее и в коммерческих компаниях. Метод быстро разошелся по всему миру.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

На современном высококонкурентном рынке все компании бьются за место под солнцем. А некоторые делают это не совсем честно: прибегают к недобросовестной конкуренции. Например, распространяют ложные сведения о других организациях, вводят в заблуждение потребителей, незаконно используют чужие названия или логотипы. Что делать, если в сфере, где работает компания, появились такие конкуренты? Куда и как жаловаться? Какие доказательства собирать? И что делать, если сами конкуренты заявят на вас в антимонопольный орган? Ответим на эти и ряд других вопросов, проиллюстрируем конкретные нарушения примерами из судебной практики, а также приведем образец жалобы в антимонопольную службу.

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.

Особенности проведения торгов при банкротстве

Конкурсное производство – ​кульминация любой процедуры банкротства, а торги имуществом – ​кульминация конкурсного производства. Именно на торгах решается, насколько успешно удастся превратить конкурсную массу в «живые» деньги. И торги при банкротстве – ​это всегда столкновение интересов – ​кредиторов должника (они хотят получить за реализуемое имущество как можно больше) и потенциальных покупателей (они хотят заплатить за это имущество как можно меньше). Расскажем, как устроена процедура реализации имущества должника при банкротстве, как правильно проводить торги на электронных торговых площадках и как успешно в них участвовать.

Соцсети, мессенджеры и e-mail в составе доказательственной базы

Социальные сети, мессенджеры и электронная почта для нас стали привычными элементами повседневной жизни, которые делают ее намного проще и удобнее, позволяя оперативно обмениваться информацией и документами, оставаться всегда на связи и быстро решать практические задачи. Однако при их использовании необходимо учитывать ряд базовых правил, следуя которым можно зафиксировать сам факт общения и обмена информацией, чтобы в случае необходимости нужные сведения можно было не только отыскать среди вороха представленной в электронном виде информации, но и убедить суд принять их в качестве доказательств по делу.

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.

Особенности проведения торгов при банкротстве

Конкурсное производство – ​кульминация любой процедуры банкротства, а торги имуществом – ​кульминация конкурсного производства. Именно на торгах решается, насколько успешно удастся превратить конкурсную массу в «живые» деньги. И торги при банкротстве – ​это всегда столкновение интересов – ​кредиторов должника (они хотят получить за реализуемое имущество как можно больше) и потенциальных покупателей (они хотят заплатить за это имущество как можно меньше). Расскажем, как устроена процедура реализации имущества должника при банкротстве, как правильно проводить торги на электронных торговых площадках и как успешно в них участвовать.

Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

На современном высококонкурентном рынке все компании бьются за место под солнцем. А некоторые делают это не совсем честно: прибегают к недобросовестной конкуренции. Например, распространяют ложные сведения о других организациях, вводят в заблуждение потребителей, незаконно используют чужие названия или логотипы. Что делать, если в сфере, где работает компания, появились такие конкуренты? Куда и как жаловаться? Какие доказательства собирать? И что делать, если сами конкуренты заявят на вас в антимонопольный орган? Ответим на эти и ряд других вопросов, проиллюстрируем конкретные нарушения примерами из судебной практики, а также приведем образец жалобы в антимонопольную службу.

Международные банковские расчеты: инкассо, аккредитив, банковский перевод

Какой из способов оплаты следует использовать, чтобы быть уверенным, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до момента исполнения платежа? Какой способ оплаты позволяет заведомо убедиться в платежеспособности контрагента? На что следует обратить внимание при документарных расчетах? Настоящая статья позволяет детально рассмотреть используемые в мировой практике способы расчетов, их преимущества и недостатки.