Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Основная часть новых правил вступила в силу 25.07.2011. Новые правила устанавливают порядок заключения договоров перевозки груза и фрахтования транспортного средства, сроки доставки и выдачи груза, процесс составления актов и предъявления претензий, а также некоторые другие вопросы. Разберемся, что должны знать грузоотправители, грузополучатели и перевозчики при заключении договоров в соответствии с новым порядком.
Согласно статистическим данным перевозка более половины всех грузов на территории РФ осуществляется автомобильным транспортом. Однако правовое регулирование грузового автотранспортного сообщения в нашей стране до недавнего времени оставляло желать лучшего, поскольку утвержденные много лет назад нормативные акты оказались малоэффективными в современных реалиях. И вот наконец-то Правительство РФ утвердило новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Рассмотрим, каким образом теперь будут складываться отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и другими участниками процесса транспортировки.
25 июля 2011 года вступила в силу основная часть Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
Ранее вопросы перевозки грузов автотранспортом регулировались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР в далеком 1971 г. (точнее – 30.07.1971), а также приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Старые правила базировались на нормах, установленных Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утратившим свою силу в 2009 г. После принятия нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007) старые Правила на территории России применялись в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ и новому Уставу. То есть, по существу, до принятия новых Правил.
Теперь же порядок перевозки различных видов грузов автотранспортом, а также обеспечения сохранности грузов и транспорта установлен. В частности, урегулирована процедура заключения договоров перевозки груза и фрахтования транспорта, установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты машин. Также указаны сроки, в течение которых груз должен быть доставлен в место назначения, порядок составления актов и предъявления претензий перевозчику.
Рассмотрим более подробно, как регулируют эти и некоторые другие вопросы новые Правила.
Важные параметры
Правила, вступившие в силу с 25 июля 2011 года, устанавливают новые предельно допустимые параметры автомобилей, перевозящих грузы. Речь идет о габаритах, массе транспортных средств, а также об их осевых нагрузках.
Предельно допустимые габариты должны соответствовать следующим цифрам (указанные параметры включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеры):
- по длине:
- одиночное транспортное средство – 12 метров;
- прицеп – 12 метров;
- автопоезд – 20 метров;
- по ширине:
- все транспортные средства – 2,55 метра;
- изотермические кузова транспортных средств – 2,6 метра;
- по высоте: все транспортные средства – 4 метра.
Предельно допустимые массы транспортных средств таковы:
- для автомобилей:
- двухосных – 18 тонн;
- трехосных – 25 тонн;
- четырехосных – 32 тонны;
- для автопоездов:
- трехосных – 28 тонн;
- четырехосных – 36 тонн;
- пятиосных и более – 40 тонн.
Договор перевозки
Как известно, перевозка груза осуществляется на основании договора. Новые Правила устанавливают определенные требования к порядку действий при его заключении и исполнении.
Договор заключают посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза – заявки грузоотправителя (п. 6 Правил).
Последовательность действий при этом следующая: грузоотправитель подает перевозчику заказ (заявку), оформленный в свободной письменной форме. Перевозчик обязан рассмотреть поданный документ и в срок до трех календарных дней с момента его получения сообщить грузоотправителю о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки).
В случае отказа от принятия перевозчик должен вернуть грузоотправителю поданный им документ и письменно разъяснить причины отказа. Если же заказ (заявка) принят, то перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза.
До заключения договора грузоотправитель вправе потребовать, а перевозчик обязан представить ему документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы (п. 8 Правил).
После определения и согласования всех условий перевозки груза стороны подписывают договор.
Заключение договора подтверждает транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель (если иное не предусмотрено договором перевозки груза). Ее форма указана в приложении № 4 к Правилам.
Накладную, если другое стороны не предусмотрели в договоре перевозки груза, составляют на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Ее оформляют в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные автотранспортные средства необходимо составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых машин.
Составляя накладную, нужно по возможности заполнить все ее разделы. В случае же отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе транспортной накладной «Условия перевозки» подлежат применению условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в накладной подтверждается прочерком в соответствующей графе.
Транспортную накладную в обязательном порядке подписывает грузоотправитель и перевозчик. Ее заверяют печатями перевозчик и грузоотправитель.
Любые исправления в накладной заверяют подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.
Договор фрахтования
В новых Правилах упоминается еще один договор, связанный с перевозкой грузов, – фрахтования транспортного средства. В старых Правилах, регулирующих перевозки грузов, такой договор не фигурировал.
Фрагмент документа
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В соответствии с новыми Правилами (п. 13) перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, а также перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Такой договор заключают в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства. При этом стороны могут установить иную форму договора, например, в виде отдельного соглашения.
Заказ-наряд составляют по унифицированному образцу, приведенному в Приложении № 5 к Правилам.
Инициатором заключения договора фрахтования транспорта для перевозки груза выступает фрахтователь. Он подает фрахтовщику заказ-наряд, в котором сам же заполняет следующие пункты:
- «Фрахтователь»;
- «Наименование груза»;
- «Сопроводительные документы на груз»;
- «Указания фрахтователя»;
- «Маршрут и место подачи транспортного средства»;
- «Сроки выполнения перевозки».
Фрахтовщик обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до трех календарных дней с момента его получения проинформировать фрахтователя о его принятии или об отказе в принятии. При отказе фрахтовщик обязан в письменном виде обосновать причины отказа и возвратить заказ-наряд фрахтователю.
При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия соглашения и заполняет следующие пункты заказа-наряда:
- «Фрахтовщик»;
- «Условия фрахтования»;
- «Информация о принятии заказа-наряда к исполнению»;
- «Транспортное средство»;
- «Прочие условия»;
- «Размер платы за пользование транспортным средством».
Если в заказе-наряде не будет всех или отдельных записей, касающихся условий фрахтования, сторонам придется руководствоваться нормами, предусмотренными Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в заказе-наряде подтверждается прочерком в соответствующей графе.
Если в процессе перевозки груза изменились условия фрахтования, фрахтовщик (водитель) обязан отразить это, сделав запись в графе «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда.
Заказ-наряд составляют в трех оригинальных экземплярах. Они должны быть подписаны фрахтователем и фрахтовщиком, а также скреплены их печатями. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий передаются фрахтовщику (водителю). Третий прилагают к счету за фрахтование и направляют фрахтователю (п. 18 Правил).
Если груз будут перевозить несколько различных транспортных средств, нужно составить такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Любые исправления в заказе-наряде необходимо заверить подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.
Отказ от исполнения договора
Новые Правила предусматривают ряд случаев, когда грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора (п. 29 Правил). Перечислим их:
- перевозчик предоставил транспорт и (или) контейнер, не пригодный для перевозки соответствующего груза;
- транспорт и контейнеры в пункт погрузки поданы с опозданием;
- водитель не предъявил грузоотправителю (фрахтователю) документ, удостоверяющий личность, и путевой лист в пункте погрузки.
При этом пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие назначению, типу и грузоподъемности, установленные договором (п. 23 Правил). Такие автомобили должны быть оснащены соответствующим оборудованием. Несоответствие транспортного средства одному из этих условий может служить основанием для отказа грузоотправителя или фрахтователя от договора. Более того, подача транспортного средства и контейнера, не пригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче.
Опозданием считается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в заказе (заявке) или заказе-наряде (п. 25 Правил). Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили иной срок.
Сроки доставки груза
Перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный договором. Однако стороны не всегда прописывают этот момент в соглашении. В таких случаях действуют следующие сроки доставки (п. 63 Правил):
- в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
- в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен в срок из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
О задержке доставки перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя.
Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию (п. 64 Правил):
- при перевозке в городском и пригородном сообщениях – в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки;
- при перевозке в междугородном сообщении – в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю.
В таких случаях грузоотправитель и грузополучатель имеют все основания потребовать возмещения ущерба за утраченный груз. Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили другое правило.
Переадресовка груза
Нередки случаи, когда получатель отказывается принимать груз по своим, ведомым лишь ему причинам, не зависящим от перевозчика. Согласно п. 66 Правил в подобных ситуациях перевозчик вправе доставить груз по указанному отправителем новому адресу, то есть переадресовать груз.
Переадресовка груза происходит в следующем порядке (п. 67 Правил). Водитель звонит перевозчику и сообщает о дате, времени и причинах отказа принять груз. Затем перевозчик письменно либо по телефону уведомляет грузоотправителя об отказе получателя принять груз и просит сообщить новый адрес доставки. Если перевозчик в течение двух часов не получает новую «вводную», то он письменно уведомляет отправителя о возврате груза и дает соответствующее указание водителю.
В случае, когда переадресовка пришла до доставки груза получателю, указанному в транспортной накладной, перевозчику будет достаточно позвонить водителю и сообщить ему новый адрес.
Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возлагаются на грузоотправителя.
Составляем акты
При определенных обстоятельствах участники транспортного процесса (перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи) вынуждены оформлять акты. В соответствии с Правилами акты составляются в случаях если (п. 79 Правил):
- груз не вывезен по вине перевозчика;
- транспортное средство и контейнер под погрузку не предоставлены;
- утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
- груз для перевозки не предъявлен;
- фрахтователь отказался от пользования транспортным средством;
- доставка груза просрочена;
- задержаны или простаивают:
- транспортные средства, предоставленные для погрузки и выгрузки;
- контейнеры перевозчика, предоставленные для погрузки.
Акт должен быть составлен заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, которые должны быть оформлены актом. При невозможности составить акт в этот срок его следует оформить в течение следующих суток.
Если контрагент уклоняется от составления акта, пострадавшая сторона вправе составить акт без его участия. В этом случае «уклониста» нужно предварительно письменно уведомить о подготовке акта (если иная форма уведомления не предусмотрена договором).
О составлении акта необходимо сделать отметки в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. Такие отметки должны содержать краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, а также размер штрафа (п. 86 Правил). Отметки в вышеуказанных документах вправе делать должностные лица, уполномоченные на составление актов (п. 81 Правил).
Акт должен содержать (п. 82 Правил):
- дату и место составления;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
- описание и фактический размер груза – в случае его утраты, недостачи или повреждения (порчи);
- подписи сторон, участвующих в составлении акта.
Если акт составляется в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, то к нему нужно приложить результаты экспертизы. Ее проводят для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза. Такой акт составляют в присутствии водителя (п. 83 Правил).
В случае отказа от подписи лица, участвующего в оформлении акта, в акте следует указать причину отказа.
Количество экземпляров акта должно соответствовать числу лиц, участвующих в его составлении. В любом случае экземпляров акта не может быть менее двух. Исправления в составленном акте недопустимы.
Если обстоятельства сложились так, что придется судиться с недобросовестным перевозчиком или фрахтовщиком, то сначала нужно написать ему претензию.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии.
Предъявить претензию к перевозчику (фрахтовщику) может лицо, заключившее с ним соответствующий договор, или грузополучатель.
Претензия должна быть составлена в письменном виде. Единой формы претензии на все случаи жизни не существует, поэтому ее излагают в свободной форме. Из ее содержания должно быть понятно, кто, что и на каком основании требует.
Претензии к перевозчикам и фрахтовщикам можно предъявить в течение срока исковой давности, который составляет один год. Он исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении:
- возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза – со дня выдачи багажа, груза;
- возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, – со дня признания багажа утраченным;
- возмещения ущерба, причиненного утратой груза, – со дня признания груза утраченным;
- просрочки доставки багажа, груза – со дня выдачи багажа, груза.
Претензии подают в письменном виде по месту нахождения ответчика.
Согласно п. 88 Правил претензия в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:
- дату и место составления;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
- обоснование, расчет и сумму претензии по каждому требованию;
- перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
- фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
Претензию составляют в двух экземплярах. Один отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию (п. 89 Правил).
Перевозчик (фрахтовщик) обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и о результатах принятого решения письменно уведомить заявителя в течение 30 календарных дней со дня ее получения.
Претензию можно составить, например, так: