Top.Mail.Ru
Как показывает практика, порядок урегулирования разногласий с перевозчиками традиционно вызывает массу вопросов. Чтобы не перегружать суды спорами, вытекающими из договоров перевозки (автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом), законодательством предусмотрен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования проблем с транспортными организациями. Рассмотрим, как необходимо действовать в случае возникновения разногласий с перевозчиком.

В большинстве случаев компания может не предъявлять претензию контрагенту, а сразу обратиться с аналогичным требованием в суд. Однако в некоторых случаях предъявление претензии до обращения в суд является обязательным. Без соблюдения претензионного порядка суд просто не примет иск.

Предъявление претензии обязательно, в частности, если спор возник из договора перевозки. Разберемся, в каком порядке нужно предъявлять претензии, вытекающие из договоров перевозки автомобильным, железнодорожным, внутренним вод­ным, морским и воздушным транспортом, а также из договоров транспортной экспедиции.

Претензией обычно называют требование, обращенное к контр­агенту, связанное с невыполнением им условий договора.

До предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК РФ). Эти уставы и кодексы устанавливают особенности претензионного порядка в зависимости от вида транспорта.

Перевозки автотранспортом

Ст. 39–42 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) предусматривают претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с автомобильными перевозками.

Обратите внимание

В одних случаях предъявлять претензию, прежде чем обращаться в суд, обязательно, в других случаях это право, а не обязанность пострадавшей стороны (п. 1 и 2 ст. 39 УАТ). Предъявление обязательно, если нарушителем условий договора является перевозчик грузов. Можно не предъявлять претензию к:

  • перевозчику по договору перевозки пассажиров;
  • фрахтовщику (владельцу транспортного средства), нарушившему договор фрахтования (найма транспорта для перевозки).

В этих случаях пассажир и фрахтователь могут сразу обратиться в суд.

В п. 3 ст. 39 УАТ обозначен круг лиц, которые могут предъявить претензии. К ним относятся:

  • лица, которые заключили договор перевозки или фрахтования;
  • грузополучатели;
  • страховые компании, которые выплатили пострадавшей стороне возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком или фрахтовщиком своих обязательств.

Претензии можно предъявить только в течение срока исковой давности.

Срок давности составляет один год (ст. 42 УАТ). Его исчисляют со дня выдачи багажа или груза (при его недостаче, повреждении, порче или просрочке доставки) либо со дня признания груза или багажа утраченным.

Судебная практика

Грузоотправитель заключил в сентябре 2006 года договор перевозки груза с автотранспортным предприятием. В пункт назначения перевозчик доставил груз не в полном объеме.

В соответствии со ст. 796 и 797 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, принятого к перевозке, в размере его стоимости. В связи с этим в течение 2007 года грузоотправитель направил в адрес перевозчика несколько претензий, однако ответа на них не получил и обратился в суд с иском о взыскании ущерба.

Но суд в удовлетворении требований отказал, так как истец при подаче заявления в суд пропустил срок исковой давности. Согласно ст. 42 УАТ срок исковой давности составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей груза, со дня его выдачи. Грузоотправитель подал иск по истечении этого срока (постановление ФАС Уральского округа от 02.10.2008 № Ф097078/08С5).

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии (п. 1 ст. 40 УАТ).

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком (фрахтовщиком) претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия такого решения со ссылкой на УАТ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Предъявить иск к перевозчику (фрахтовщику) можно, если он:

  • не удовлетворит претензию;
  • удовлетворит претензию частично;
  • в течение 30 дней со дня получения претензии не ответит на нее.

Пример 1

Грузоотправитель заключил договор с перевозчиком. Груз выдан в месте назначения 20 апреля 2011 года. При этом была обнаружена недостача.

Отправитель 23 июня 2011 года предъявил перевозчику претензию, в которой просил возместить стоимость недостающего груза. К претензии были приложены заверенные копии товаротранспортных документов и договора, который удостоверяет количество и стоимость отправленного груза. Согласно ст. 40 УАТ претензия подана в срок.

Перевозчик на претензию не ответил, хотя получил ее, что подтверждается уведомлением о вручении претензии. По истечении 30 дней со дня получения перевозчиком претензии грузоотправитель обратился в суд, который принял заявление к рассмотрению.

Железнодорожные перевозки

Претензионный порядок разрешения споров, связанных с железнодорожными перевозками, установлен Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее – УЖТ).

До обращения в суд с иском к перевозчику необходимо предъявить претензию. К ней следует приложить документы, которые подтверждают предъявленные заявителем требования.

В случаях, когда утрачен груз, такими документами могут быть:

  • грузовая квитанция;
  • квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции о том, что груз не прибыл;
  • документ, который удостоверяет количество и стоимость груза.

Документы нужно представить в подлиннике или в форме заверенной копии. Однако перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов.

Лица, которые имеют право на предъявление претензий, а также документы, которые нужно приложить к претензиям, указаны в ст. 120 УЖТ.

Некоторые обстоятельства, при наступлении которых можно предъявить претензию, указывают в так называемых коммерческих актах.

К сведению

Коммерческий акт – это документ, фиксирующий недостачу, порчу, хищение грузов; служит основанием для предъявления требований стороне, несущей ответственность. Он удостоверяет (ст. 119 УЖТ):

  • несоответствие названия, массы, количества груза данным, которые указаны в перевозочном документе;
  • повреждение груза и возможные причины этого;
  • обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
  • возвращение перевозчику похищенного груза.
  • непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о его выдаче (в этом случае акт составляется только по требованию грузополучателя).

Для удостоверения других обстоятельств составляют акты общей формы.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Мировое соглашение между отдельными участниками спора

Анализируем примеры из судебной практики, когда стороны в ходе судебного процесса пытались заключить мировое соглашение, но не привлекали для этого всех участников спора. Рассказываем, по каким причинам суд откажет в утверждении такого мирового соглашения, а в каких случаях может согласиться. Даем советы, как поступить, если не все стороны судебного разбирательства готовы подписать мировое соглашение.

Стандарты доказывания в арбитражном процессе

Какие существуют стандарты доказывания? Когда они применяются? В каких делах? Как в арбитражном процессе на них правильно ссылаться? В частности, рассказываем об обычном стандарте доказывания, повышенном и за пределами разумных сомнений. Приводим примеры, когда суды ими руководствуются, а также образец процессуального документа со ссылкой на стандарты доказывания.

Как оспорить заявленные судебные издержки

Иногда неблагоприятные последствия неблагоприятно завершившегося судебного разбирательства не ограничиваются удовлетворением требований оппонента – ​вместе с суммой долга с проигравшей стороны в пользу победителя в споре суд взыскивает понесенные им расходы. Рассказываем, на что обратить внимание суда, чтобы побудить его принять решение об их сокращении. Приводим образец заявления об уменьшении размера подлежащих возмещению судебных издержек.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Как отсрочить или рассрочить исполнение решения арбитражного суда

Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции могут осложнить исполнение судебных решений. Финансовые трудности затрудняют едино­временную выплату долга. Для таких случаев законодательство предусматривает механизм отсрочки или рассрочки исполнения. Но это исключительные меры, которые должны быть подкреплены убедительными доводами и доказательствами. Расскажем, когда их можно применить, как попросить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения, какие обстоятельства суд посчитает достаточными. Дадим формулировки для текстов заявлений о рассрочке и отсрочке, которые вы сможете использовать на практике.