Вещи: сложная, главная и принадлежность

Как известно, вещи – одни из самых распространенных объектов гражданских прав. Их покупают, продают, закладывают, вносят в уставный капитал и т.п. Причем нередко предметом сделки выступают не обычные, а сложные вещи или главные вещи с принадлежностями. Расскажем, какие вещи можно считать сложными, главными и принадлежностями и что нужно учитывать при совершении сделок с ними.

Действующим законодательством предусмотрены такие объекты гражданских прав, как сложная вещь, главная вещь и принадлежность. Несмотря на то, что все названные объекты относятся к одной и той же группе (вещи), они различаются по своему функциональному назначению и правовому режиму. Разберемся, какие различия между ними существуют, а главное – как и зачем их определять на практике.

Вещь как предмет материального мира, имеющий определенные потребительские свойства, является одним из основных объектов гражданского оборота. Она может выступать предметом гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены, залога, внесения в качестве вклада в уставный капитал и др.), переходить в порядке наследования или в иных случаях универсального правопреемства (например, реорганизации компании).

Вещи бывают следующих видов:

  • движимыми (мопед) и недвижимыми (здание);
  • родовыми (допустим, 10 кг картофеля) и индивидуально-определенными (обособленный земельный участок определенной площади, имеющий кадастровый (условный) номер и конкретные границы);
  • потребляемыми (продукты питания) и непотребляемыми (ювелирное изделие);
  • делимыми (часть книг домашней библиотеки) и неделимыми (автомобиль).

Действующее гражданское законодательство помимо этого выделяет сложные вещи, а также главную вещь и принадлежность. Это деление происходит на основе таких критериев, как функциональное назначение вещей, возможность их использования совместно или по отдельности.

Сложные вещи

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи (ст. 134 ГК РФ).

Из анализа судебной практики можно привести следующие примеры квалификации судами нескольких вещей в качестве одной сложной вещи:

  • здание очистных сооружений бытовых стоков (дождевых, ливневых вод) и размещенное в нем оборудование (постановление ФАС Московского округа от 27.02.2013 по делу № А41-25094/12);
  • комплекс производственного и технологического оборудования по розливу напитков, каждый компонент которого подбирался под конкретного производителя, с учетом специфики выпускаемой продукции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2013 по делу № А56-14932/2012);
  • система внутреннего водоснабжения территории, занятой зданиями и сооружениями (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2010 по делу № А53-18802/2007);
  • котельная, состоящая из нежилого здания и расположенного в нем оборудования (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2008 по делу № А17-964/2-2007);
  • сеть связи, являющаяся технологической системой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2009 по делу № А38-855-15/146-06(1/80-08)), и др.

Как видно, для квалификации нескольких объектов в качестве одной сложной вещи необходимо их совместное использование по общему назначению (например, производственная линия используется для предпринимательской деятельности в целом).

Соединение различных вещей, предполагающее их использование по единому назначению, означает единый правовой режим для каждой составляющей сложной вещи, если только иное не предусмотрено сторонами сделки по...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора

В законодательстве нет точных формул расчета убытков за некачественное выполнение обязательств по договору. Еще во Временной методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров (приложенной к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990), отмечалось, что удовлетворяемость исков о возмещении убытков значительно ниже, чем по другим категориям споров. Это объяснялось трудностью доказывания размера убытков. В рамках этой методики и была принята первая и единственная попытка дать легальный свод формул расчета убытков. Однако не все положения документа применимы в современной рыночной экономике. Вместе с тем судебная практика уже сформировала способы (подходы) расчета убытков. В статье рассказываем, каковы на сегодняшний день общие правила расчета убытков, как суметь доказать их размер. Приводим различные способы расчета реального ущерба, упущенной выгоды и убытков, связанных с замещающей сделкой, а также так называемых абстрактных убытков.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.