Большинство компаний в процессе работы заключает со своими контрагентами однотипные договоры. В такой ситуации зачастую нет никакой необходимости подписания одинаковых многостраничных договоров. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на сайте компании, а отдельные условия конкретной сделки можно согласовать в небольшом документе, например, в спецификации. Выясним, как правильно организовать договорную работу по этому принципу, не нарушив закон.
Все современные компании стремятся обойти конкурентов и предложить своим клиентам наиболее качественный и привлекательный продукт. Это касается не только потребительских свойств самого товара (работы, услуги), но и условий обслуживания. Использование упрощенных процедур при оформлении договорных отношений позволяет привлечь тех клиентов, которые заинтересованы в оперативном заключении сделок и минимальном отвлечении внимания на бумажный документооборот. О том, как этого добиться, мы расскажем в статье.
Оптимизация договорной работы позволит компании улучшить ее сервис, поскольку клиенты получат возможность оперативно согласовывать с внутренними службами своих компаний условия небольших по объему документов. Восприятие подобных документов всегда происходит значительно быстрее, чем многостраничного типового договора.
Помимо этого за счет оптимизации договорной работы компании смогут сократить расходы на персонал, бумагу, картриджи и др. И хотя оптимизация в итоге может получиться небольшой, но в условиях финансовой нестабильности любая экономия пойдет только на пользу.
Многие компании заключают с контрагентами договоры по типовому шаблону. Им нет необходимости подписывать с каждым клиентом отдельный договор с комплексом однотипных условий. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на своем сайте, а конкретные условия сделки согласовывать в небольших по объему документах (приложениях, спецификациях и др.). Такой порядок договорной работы не противоречит закону.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в форме одного документа, подписанного сторонами. Большинство договоров в деловой практике заключается именно так.
Вместе с тем договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Такими способами можно заключать договоры в случаях, когда требуется оперативность или контрагенты находятся в разных регионах.
Помимо этого договор можно заключить в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Фрагмент документа
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Такой порядок взаимодействия наиболее часто можно встретить в сфере поставок продукции. Покупатель, ознакомившись с прейскурантом поставщика, просит выставить ему счет. После получения оплаты товаров, объем и наименования которых могут быть согласованы, например, по телефону или электронной почте, поставщик производит отгрузку. Оплаченный счет и фактическое принятие отгруженной продукции подтверждают факт заключения договора поставки.
Аналогичным образом письменная форма договора между компаниями (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ) считается соблюденной, когда сторона, оказывающая услуги, выкладывает основные условия для общего открытого доступа на своем сайте, а другая к ним присоединяется, подав заявление или подписав иной документ.
Заключение договора на конкретных коммерческих условиях, которые действуют в совокупности с общими условиями, подтверждается отдельным письменным документом. В нем закрепляются конкретные параметры сотрудничества (предмет, цены и порядок расчетов, сроки и другие положения), которые для каждого клиента могут быть своими. Так, одним клиентам компания может оказать свои услуги по общей цене, а другим – по другой (с учетом скидки). Однако всем клиентам услуги оказываются на общих условиях, которые целесообразно не распечатывать в каждом конкретном случае, а выложить на сайте.
Свобода договора
По пути оптимизации договорной работы идут практически все компании. Это позволяет высвободить время для решения более значимых бизнес-задач. По рассматриваемой модели работают банки, страховые и лизинговые компании, экспедиторы, микрофинансовые и другие организации. Такая договорная модель удобна как самим компаниям, так и их контрагентам.
При этом размещение общих условий на сайте предусматривает возможность внесения в них корректив, например, исключение тех или иных положений, которые кому-то из контрагентов покажутся неприемлемыми. Для этого в подписываемой спецификации стороны указывают условия, которые хотят исключить, скорректировать или дополнить. Наличие в общих условиях положения о том, что спецификации имеют приоритетную силу, означает, что стороны должны руководствоваться специальными условиями.
Рассматриваемая договорная модель выстроена таким образом, что стороны в конечном итоге все равно заключают соглашение в виде одного...