Top.Mail.Ru

Юридическая сила электронной переписки

Утверждение о том, что сегодня многие вопросы в гражданских отношениях решаются с помощью электронной переписки, едва ли будет преувеличением. Однако при возникновении спора между контрагентами доказать наличие «электронных» договоренностей бывает крайне сложно. Тем не менее в некоторых ситуациях суды признают переписку по электронным каналам вполне легитимной, и она становится решающим аргументом. Обратим внимание на подобные случаи.

Представить современного человека, который не прибегает к электронным средствам общения, довольно сложно. Удаленно переписываться друг с другом можно, например, по электронной почте или с помощью специальных программ, наподобие ICQ. Но имеет ли такая электронная переписка юридическую силу? Давайте разбираться.

Это может показаться странным, но в наш век высоких технологий законодательство практически не регламентирует вопросы использования электронных средств коммуникации при заключении и исполнении договоров. Разумеется, практика не может ждать, пока законодатель наконец-то установит внятные «правила игры», и вырабатывает свои подходы. Причем складываются они, как правило, по итогам судебных разбирательств. Поэтому для ответов на вопросы, касающиеся использования электронных средств общения, без анализа судебной практики никак не обойтись.

Но судебная система России довольно консервативна и новые веяния в деловом обороте воспринимает, что называется, «со скрипом». Это утверждение в полной мере актуально и для деловой переписки по электронным каналам. Прошло некоторое время, прежде чем суды стали принимать электронные сообщения в качестве доказательств. Если представить такое в прошлом веке было практически невозможно, то сегодня суды охотно рассматривают электронную переписку наряду с письменными доказательствами. Оно и понятно, ведь перечень доказательств, которые принимаются судами, является открытым (ч. 2 ст. 64 АПК РФ). Более того, в ГК РФ прямо предусмотрена возможность заключить договор посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от контрагента (п. 2 ст. 434).

Однако это вовсе не означает, что любая электронная переписка будет служить «железным» аргументом в суде. Должны быть соблюдены еще и определенные требования, выработанные сложившейся практикой и вытекающие из законодательства.

Суть проблемы

Для начала все же обратимся к немногочисленным положениям законодательства. В п. 2 ст. 434 ГК РФ говорится, что договор в письменной форме может быть заключен двумя способами:

  • составлением одного документа, подписанного сторонами;
  • обменом документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Именно этот второй способ мы и будем рассматривать в рамках данной статьи.

Как видно из приведенной нормы, главное условие, при котором переговоры с помощью электронных сообщений будут легитимными, – возможность установить, что на том конце провода именно представитель контрагента, а не посторонний человек. А с этим, как показывает практика, возникают большие трудности.

К сведению

О том, что следует понимать под электронным сообщением, сказано в п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ). Это информация, переданная или полученная с пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Как видно, электронными можно считать сообщения, переданные, в частности, по e-mail, ICQ, SMS и даже через социальные сети.

Электронный адрес и аккаунт

Чтобы зарегистрировать электронный ящик в Интернете или обзавестись аккаунтом ICQ, обычно требуется не более 10 минут. Например, для получения ящика достаточно зайти на любой...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Суды о защите прав потребителей

Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов. Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.

Особенности замещающей сделки

Если контрагент нарушил обязательства по договору, например, поставки или подряда, второй стороне приходится заключать замещающую сделку. При этом нередко возникают убытки, которые можно взыскать с нарушившего обязательства партнера. Выясняем, при каких условиях, по мнению судов, сделка становится замещающей и когда на ее основе можно предъявить претензии об убытках.

Топ-3 ошибок, которые не должен делать заказчик по договору подряда

Договор подряда – один из самых распространенных на практике договоров. Казалось бы, все подводные камни уже исследованы и известны, но все же стороны договора регулярно на них налетают. Особенно заказчики, которые подписывают акты приемки выполненных работ без замечаний при наличии недостатков или вовсе без фактической приемки работ. В статье анализируем три распространенные ошибки заказчика, на которые обратит внимание суд и которые могут помешать выиграть спор с подрядчиком. В частности, разбираем следующие ситуации: когда наличие подписанных без замечаний актов приемки выполненных работ лишает заказчика возможности предъявить подрядчику претензии о ненадлежащем качестве работ, а когда заказчику можно попытаться отстоять свои интересы в суде; когда заказчик, принявший работу без проверки, не сможет ссылаться на наличие недостатков работ, которые могли быть установлены при обычном способе их приемки, и как правильно прописать условия договора подряда, чтобы защитить интересы заказчика в этой части; как смотрят суды на одновременное наличие подписанных без замечаний актов приемки (в том числе комиссионной) и доказательств недостатков работ; почему тактика отказа заказчика от оплаты работ, выполненных с недостатками, при наличии подписанных им без замечаний актов сослужит ему плохую службу.

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.