Top.Mail.Ru

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Бонусные баллы представляют собой учетные (условные) единицы, начисляемые предпринимателем клиенту в рамках принятой программы лояльности за оплату товаров и услуг 1. Начисленные бонусные баллы могут быть использованы клиентом в дальнейшем при приобретении товаров и услуг, как у самого предпринимателя, так и у его партнеров, с которыми у него заключены соответствующие соглашения. Порядок и условия начисления бонусных баллов, а также их расходования и списания устанавливаются предпринимателем в одностороннем порядке в своей программе лояльности (ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 421 ГК РФ).

Условия и ограничения программы лояльности

Указанная программа принимается клиентом путем присоединения к ней в целом (ст. 428 ГК РФ). На него возлагается обязанность отслеживать на сайте предпринимателя актуальную редакцию программы лояльности. Сами бонусные баллы деньгами не являются. По сути, они представляют собой обычную отсроченную скидку с цены товара или услуг. Клиент, которому начислены баллы, наделяется правом требовать от предпринимателя или его партнера продажи ему продукта по определенной цене. Данное обязательственное право требования является имущественным и может быть реализовано клиентом в порядке и на условиях, которые предусмотрены программой лояльности (ст. 128 и 426 ГК РФ).

Такую скидку покупатель может получить не сразу в момент покупки, заплатив за товар или услугу меньшую стоимость. А только спустя определенное время после, когда соответствующая сумма бонусных баллов будет ему начислена и отразится на его виртуальном счете (балансе) в личном кабинете на сайте (в приложении) организации, запустившей программу лояльности, и/или на его бонусной карте, которую он предъявляет в момент совершения покупки.

Поскольку действующим законодательством РФ не установлено каких-либо специальных правил и требований на этот счет, предприниматель вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия использования бонусных баллов, в том числе:

  • категории товаров (услуг),
  • срок начисления баллов,
  • курс их конвертации в рубли,
  • срок действия, в течение которого баллы могут быть использованы,
  • порядок оплаты товаров и услуг,
  • случаи отказа в принятии бонусных баллов,
  • их списания, а также иные условия 2.

Судебная практика

Оператор связи вправе в программе лояльности предусмотреть запрет на использование бонусных баллов абонентом, у которого имеется отрицательный баланс (апелляционное определение Архангельского областного суда от 10.12.2020 по делу № 33-6657/2020).

Таким образом, предприниматель вправе самостоятельно определять условия добровольно принимаемого на себя обязательства, а также параметры его изменения или прекращения. Это в полной мере согласуется с нормативными положениями, закрепленными в ст. 307, 309–310, п. 2 ст. 154–156 ГК РФ, и подтверждается сложившейся судебной практикой по делам рассматриваемой категории 3.

Как правило, баллы зачисляются клиенту на виртуальный счет (баланс) спустя определенное время после покупки, в том числе разными частями. Например, 1% сразу после покупки и еще 3–5% в течение 30 дней с момента ее совершения. Их начисление может быть ограничено определенной суммой (лимитом) 4, что позволяет предпринимателю контролировать свои расходные обязательства перед клиентами.

Пример 1

Пунктом 3.6 Правил программы «Больше» оператора мобильной связи «Tele2» (редакция от 20.11.2020) предусмотрено, что бонус предоставляется после подтверждения успешности совершенного целевого действия (подтверждения успешной оплаты покупки), но не более, чем в срок 90 дней.

Предприниматель, кроме того, может ограничить бюджет маркетинговой акции или сделать это в период ее реализации, а также прекратить начисление баллов, предусмотрев соответствующее условие в правилах, что даст ему возможность по мере необходимости отказаться от начисления баллов. Такая мера может быть обусловлена, например, виновными действиями клиента. Например, как в деле, где он использовал бонусную карту при совершении оптовых покупок в сфере предпринимательской деятельности (апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2016 по делу № 33-40439/2016). Но могут быть и иные ограничения в соответствии с условиями программы лояльности.

Вместе с тем любые запреты и ограничения, связанные с начислением и расходованием бонусных баллов, не предполагаются по умолчанию, они должны быть прямо предусмотрены в программе лояльности. В ином случае клиент вправе требовать исполнения положений такой программы.

Судебная практика

Ритейлер отказал покупателю в начислении бонусных баллов за совершенные в магазине покупки со ссылкой на то, что бонусная карта использовалась при совершении оптовых покупок. Но такого ограничения для использования бонусной карты непосредственно в самой программе лояльности указано не было, в связи с чем суд посчитал действия ритейлера незаконными. Ритейлер впоследствии (уже после получения претензии покупателя) редакцию программы лояльности на сайте изменил, но тот успел заранее оформить у нотариуса протокол осмотра интернет-страницы. Примечательно, что клиент требовал не начисления баллов на бонусную карту, а взыскания убытков в размере не начисленных баллов из расчета 1 балл – ​1 рубль (72 861 рубль). Суд требование удовлетворил, хотя на практике такой способ защиты большинство судов признают ненадлежащим (заочное решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.02.2019 по делу № 2-467/2019).

В этом деле ритейлер в судебное заседание своего представителя не направил и возражения на иск не представил, хотя суд, несмотря на указанные обстоятельства, был обязан проверить обоснованность исковых требований с учетом существа спора.

Ограничений может быть довольно много и самых разнообразных. Так, в правилах...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Страсти по Деду Морозу и другие предновогодние споры

Дед Мороз и Снегурочка накануне Нового года – самые востребованные персонажи на любом празднике, чем и пользуются добросовестные и не очень предприниматели. Мы сделали подборку судебной практики, связанную с предновогодней суетой. Рассказываем об ошибках, которые допустили и истцы, и ответчики, а также как их можно было бы избежать.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Оформляем отметку о приложении в сопроводительном письме

Сопроводительные письма используются в юридической практике регулярно. Объясняем, направление каких документов потребует составления сопроводительного письма и как оформлять отметку о приложении в различных случаях. В частности, если направляемый документ поименован в тексте письма, если приложений несколько, если количество листов зафиксировано в самом приложении, если приложение к письму имеет собственное приложение, если в бумажном письме сообщаем о направлении электронного документа, если приложений слишком много, если приложение содержит конфиденциальную информацию и пр.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

На примерах различных практических ситуаций, которые могут возникнуть на каждом из этапов работы с государственным (муниципальным) контрактом, объясняем, за что компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Анализируем судебную практику по спорным вопросам. Рассказываем, как избежать включения в РНП, в т. ч. при возникновении проблем с контрагентом.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.