Существует несколько способов возмездной передачи бизнеса. Их можно разделить на две группы. Первую можно условно назвать имущественной передачей. Это продажа предприятия и продажа активов (передача имущества и клиентуры, переуступка товарных знаков и т. п.). Вторая группа – это корпоративная передача, когда к покупателю переходят права управления компанией, через которую ведется бизнес. В настоящей статье речь пойдет о первой группе способов, а в следующем номере – о второй.
С развитием хозяйственного оборота рынок продажи действующих бизнес-единиц перестал быть экзотикой. Сейчас этот рынок вполне можно считать сложившимся. К сожалению, он далеко не всегда цивилизован и достаточно конфликтен. При совершении сделок не редки эксцессы. Мы не говорим сейчас о крупных сделках M&A, сопровождаемых десятками юристов с каждой из сторон. Нет, речь идет о небольших сделках, которые тем не менее занимают большую часть рынка продаж готового бизнеса (в количественном выражении). Небольшой бюджет сделки по продаже магазина, ресторана или ларька с хот-догами обычно не вмещает в себя по-настоящему квалифицированное юридическое сопровождение. Предприниматели стремятся все сделать сами и зачастую допускают досадные ошибки, приводящие к значительным убыткам. В статье пойдет речь о возможных способах оформления именно таких небольших сделок.
Что такое бизнес?
В обыденной жизни мы привыкли толковать термин «бизнес» очень широко. Часто он используется как синоним слова предпринимательство. Под ним понимается любое осуществляемое на собственный страх и риск и приносящее прибыль занятие. Хотя эти понятия все же не совпадают.
Под предпринимательством принято понимать, прежде всего, деятельность, тогда как бизнес – понятие более широкое. По сути, это – совокупность деятельности и имущества, которым такая деятельность обеспечивается. Бизнесом считается и пошив носков на дому, и гигантская многопрофильная корпорация. Безусловно, и способы передать такие разные бизнесы другим владельцам очень сильно отличаются. Поэтому мы будем рассматривать только способы продажи небольшого бизнеса: ресторана.
Предпродажная проверка
Известная поговорка «не обманешь, не продашь», как ни странно, работает и при реализации такого специфического товара, как собственное дело. Поэтому очень часто сделка по продаже (покупке) бизнеса превращается в соревнование между продавцом и покупателем. Первый пытается спрятать факты, способные снизить цену или привести к отказу от сделки, второй – эти факты найти. Причем не имеет значения, идет ли речь о семейном ресторанчике или о слиянии гигантских корпораций. И там и там люди действуют исходя из одних и тех же побуждений. Только в первом случае прячут документы по сомнительным долгам, а во втором – используют различные схемы, чтобы искусственно завысить финансовые показатели.
В такой ситуации особое значение имеет проверка объекта сделки. Если ее не провести, можно оказаться в очень неприятной ситуации, вплоть до того, что покупатель приобретет совсем не то, на что рассчитывал.
Покупатель и продавец заключили договор купли-продажи бизнеса: интернет-магазина розничной торговли техникой известной марки и аксессуаров. При этом покупатель был уверен, что приобретает не только сайт, но и право на регистрацию товарного знака. Для регистрации знака он обратился к патентному поверенному, который сообщил, что товарный знак зарегистрирован за другим лицом. Заключением патентного поверенного установлено, что регистрация товарного знака невозможна, а его незаконное использование может повлечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Узнав об этом, покупатель обратился в суд с требованием о расторжении договора. Суд в иске отказал. Арбитры разъяснили, что стороны не рассматривали в договоре вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков. До заключения договора истец имел возможность проверить все обстоятельства, в том числе наличие зарегистрированного товарного знака, либо поставить вопрос о правах третьих лиц на него (постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.06.2015 № С01-439/2015 по делу № А56-22296/2014).
Выбираем варианты
Практика предлагает несколько способов возмездной передачи бизнеса. Их можно разделить на две группы. К первой (назовем ее условно имущественной передачей) относятся такие способы, как продажа предприятия и продажа активов (передача имущества и клиентуры, переуступка товарных знаков и т. п.). Вторая группа – это корпоративная передача, когда к...