Ликвидация, так же как и создание компаний, неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности. Во многих случаях фирмы ликвидируют не потому, что бизнес прогорел, а чтобы изменить его структуру, отказаться от устаревших направлений деятельности в пользу новых, более востребованных и эффективных. В любом случае перед тем, как в реестре появится запись о ликвидации, необходимо проделать много работы. Какой именно, читайте в статье.
«Все рано или поздно заканчивается». Именно так думают собственники компании перед тем, как принять решение о ее ликвидации. Однако для внесения заветной записи в ЕГРЮЛ необходимо пройти определенную процедуру и уведомить о своих планах всех заинтересованных лиц. Приведем пошаговую инструкцию по добровольной ликвидации компании и расскажем, какие препятствия встречаются на пути к ликвидации и как их преодолеть.
Шаг № 1. Принятие решения о ликвидации
Решение о прекращении деятельности компании может быть принято в любой период ее жизни, за исключением ситуации, когда начата процедура банкротства (п. 3 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (акционеров) общества (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Повестку, которая выносится на рассмотрение, представим в виде Схемы (см. п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО).
Схема. Повестка дня общего собрания участников, на котором принимается решение о ликвидации
Уставом непубличного АО можно предусмотреть возможность принятия этих решений большим количеством голосов либо единогласно (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО). Аналогичное правило используется и для ООО (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО, постановление Президиума ВАС РФ от 23.10.2012 по делу № А51-8502/2010).
При определении сроков ликвидации нужно учитывать положения п. 6 ст. 57 Закона об ООО. Там сказано, что срок ликвидации общества не может превышать один год. Продлить срок можно в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. Для АО подобный срок не установлен.
Ключевым на этом этапе является определение лиц, которые будут проводить ликвидацию. Участники могут избрать ликвидатора (ликвидационную комиссию) из числа любых лиц (включая работников компании). На практике ликвидатором зачастую становится руководитель компании (его заместитель) или главбух, поскольку у них есть исчерпывающая информация о делах компании.
Отношения с теми, кто будет заниматься ликвидацией, в большинстве случаев оформляются договором. Со стороны общества его обычно подписывает один из участников по доверенности. Дополнительно этот вопрос можно прописать в решении собрания о ликвидации компании.
Если в компании сформирована ликвидационная комиссия, то ее члены должны избирать председателя, который будет осуществлять деятельность от имени комиссии.
С даты своего избрания ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет функции органа управления компанией (постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 по делу № А73-6489/2011). Поэтому после избрания важно обеспечить передачу ему всех документов. Иначе они будут истребованы через суд (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 по делу № А65-27544/2015).
Возможность добровольной ликвидации общества прямо предусмотрена законом, соответственно, принятие такого решения не может быть расценено как злоупотребление правом (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу № А19-4089/2015).
Шаг 2. Уведомление налоговой
После принятия решения о ликвидации необходимо в течение трех рабочих дней направить форму № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» (приложение № 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее – форма № Р15001) в регистрирующую налоговую инспекцию. Подпись на уведомлении должна быть заверена нотариально.
Помимо самой формы, необходимо представить протокол общего собрания участников, на котором принято решение о ликвидации общества (или решение единственного участника).
До 2016 г. возникали споры относительно наличия у ликвидатора полномочий на подписание уведомления. По прежним правилам уведомлять инспекцию должны были участники (или орган, принявший решение о ликвидации). Законодатель решил эту проблему, и теперь ликвидатор вправе самостоятельно подписывать уведомление (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о госрегистрации). Документы могут быть поданы как лично, так...