Структурирование совместного предприятия

Рассмотрим важные аспекты структурирования совместного (партнерского) предприятия – ​объединения предпринимателей в рамках одного юридического лица. Расскажем о плюсах и минусах, когда партнер входит в капитал существующей компании, когда они создают новую организацию или реорганизуются в форме присоединения. Ответим на вопросы: как выбрать организационно-правовую форму, юрисдикцию, суд для разрешения споров между партнерами? как определить договорную модель поддержки компании со стороны партнеров? что учесть при составлении устава, соглашения, корпоративного договора? как согласовать компетенции партнеров и органов управления?

Решение о начале совместного бизнеса с партнером – ​вне зависимости от причин: будь то стремление масштабировать свой проект, что требует существенного дополнительного финансирования, либо вынужденная реакция на экономический кризис, когда только коллаборация может выступить ключом к спасению бизнеса, – ​это всегда риск. Допуск в свое предприятие нового собственника влечет риск потери контроля. Риск значительных финансовых вложений в совместное с партнером предприятие и необходимость согласования любого управленческого решения. Но перед этим нужно определить, в какой юрисдикции создавать компанию, как лучше обеспечить сохранность активов, какой способ создания совместной компании выбрать – ​ведь каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. И это лишь самый короткий список первоначальных вопросов.

Способ создания совместного предприятия

Для начала стоит определиться, в какой форме будет создан новый бизнес.

1. Партнер-2 входит в капитал существующей компании Партнера-1. Для реализации данного способа создания совместного предприятия (СП) Партнер-2 покупает часть акций (или долей в уставном капитале), принадлежащих Партнеру-1. Либо приобретает акции дополнительного выпуска при увеличении уставного капитала такой компании. Последний случай имеет дополнительное преимущество, поскольку позволяет профинансировать саму компанию, которая, например, уже нуждается в оборотных средствах.

Скорость и существенная экономия времени – ​безусловный плюс данного способа создания СП. Партнерам не нужно ожидать регистрации новой компании, существующая компания Партнера-1 может уже обладать всеми необходимыми лицензиями и разрешениями, получение которых для определенных видов деятельности требует не только значительных финансовых, но и временных затрат (например, деятельность на финансовом рынке). Но есть и минусы. Самый значимый – ​«прошлое» такой компании, полную информацию о котором Партнер-2 может не знать, а Партнер-1 может не раскрыть перед ним. В итоге не исключена ситуация, при которой партнеры окажутся перед выбором: банкротить компанию либо незапланированно финансировать ее для продолжения деятельности.

2. Партнеры создают новую компанию. Новая компания не имеет негативной истории прошлых периодов. Это ключевое преимущество данного способа создания СП. Никакая, даже самая тщательная проверка, так называемый due diligence 1, уже существующего предприятия не может дать 100% гарантию, что были выявлены все долговые обязательства перед контрагентами, что у государственных органов не возникнут претензии к компании за ошибки прошлых периодов сразу после вхождения в нее второго партнера. Создание компании «с нуля» решает такую проблему. Однако если деятельность новой компании связана с получением разрешений и лицензий, то запуск бизнеса может быть отложен на не всегда прогнозируемый срок. Следует помнить, что выбор данного способа создания СП не отменяет необходимости проверки активов, которые вносятся партнерами в компанию (прав на объекты интеллектуальной собственности, движимое или недвижимое имущество и т. д.).

3. Компания Партнера-1 присоединяется к компании Партнера-2. Такие плюсы, как сохранение лицензий и разрешений, имеющихся у компании, возможность использовать историю и положительную репутацию обеих компаний в новых совместных проектах и т. д., не всегда перевешивают минусы. Данный способ создания СП не является популярным. Причинами этого являются длительность процедуры реорганизации компаний, ее сложность (например, существует риск проведения выездной налоговой проверки), сохранение для партнеров...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Бизнес на двоих: как избежать корпоративного конфликта двух равноправных участников

При создании общества с ограниченной ответственностью участники нередко делят бизнес на равные доли – ​50 на 50. Казалось бы, справедливое решение. Но на практике такая схема часто приводит к корпоративному конфликту или к фактическому контролю над бизнесом того партнера, чей директор назначен к управлению обществом. И коль конфликт возник, то смена генерального директора становится невозможной, ведь необходимо согласие обоих участников. Расскажем, как избежать дедлока (deadlock) еще на стадии создания бизнеса двумя участниками с равными долями. Дадим примеры формулировок в устав и корпоративный договор общества, чтобы в последующем избежать развала бизнеса.

Когда гендиров много…

Долгое время в российском законодательстве было установлено, что в компании может быть только один генеральный директор. Однако не так давно ситуация изменилась. Теперь полномочия выступать от имени юридического лица можно предоставить нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Выясним, для чего компании могут понадобиться несколько директоров и как воспользоваться законодательными изменениями на практике.

Deadlock: как выйти из корпоративного конфликта, когда доли участников составляют 50/50?

Любой бизнес, где есть несколько участников, не застрахован от возникновения корпоративного конфликта, который парализует деятельность общества. Подобные споры часто называют deadlock («тупик» или «дедлок»). Часто дедлок является результатом противостояния участников общества, которые обладают равными властными полномочиями при управлении обществом. Плохие финансовые результаты и иные проблемы (в т. ч. связанные с личными отношениями) традиционно способствуют обострению взаимоотношений между собственниками. Рассмотрим форму дедлока, при которой у обоих участников спора по 50% голосов. Разберем типовой корпоративный конфликт и предложим действенные пути выхода из него с наименьшими рисками для добросовестной стороны.

Бизнес на двоих: как избежать корпоративного конфликта двух равноправных участников

При создании общества с ограниченной ответственностью участники нередко делят бизнес на равные доли – ​50 на 50. Казалось бы, справедливое решение. Но на практике такая схема часто приводит к корпоративному конфликту или к фактическому контролю над бизнесом того партнера, чей директор назначен к управлению обществом. И коль конфликт возник, то смена генерального директора становится невозможной, ведь необходимо согласие обоих участников. Расскажем, как избежать дедлока (deadlock) еще на стадии создания бизнеса двумя участниками с равными долями. Дадим примеры формулировок в устав и корпоративный договор общества, чтобы в последующем избежать развала бизнеса.

Когда гендиров много…

Долгое время в российском законодательстве было установлено, что в компании может быть только один генеральный директор. Однако не так давно ситуация изменилась. Теперь полномочия выступать от имени юридического лица можно предоставить нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Выясним, для чего компании могут понадобиться несколько директоров и как воспользоваться законодательными изменениями на практике.

Deadlock: как выйти из корпоративного конфликта, когда доли участников составляют 50/50?

Любой бизнес, где есть несколько участников, не застрахован от возникновения корпоративного конфликта, который парализует деятельность общества. Подобные споры часто называют deadlock («тупик» или «дедлок»). Часто дедлок является результатом противостояния участников общества, которые обладают равными властными полномочиями при управлении обществом. Плохие финансовые результаты и иные проблемы (в т. ч. связанные с личными отношениями) традиционно способствуют обострению взаимоотношений между собственниками. Рассмотрим форму дедлока, при которой у обоих участников спора по 50% голосов. Разберем типовой корпоративный конфликт и предложим действенные пути выхода из него с наименьшими рисками для добросовестной стороны.