Автомобиль – это удобный «инструмент» для работы, отдыха и в целом повышения комфорта жизни. Потому любой недостаток недавно купленной машины, особенно если его видят все вокруг, может вызывать огорчение и желание устранить брак по гарантии или вообще отказаться от договора и вернуть деньги. При серьезных недостатках это сделать относительно легко. Но что если речь идет о пустяковых, на первый взгляд, дефектах. Например, коррозии на дверях, крыльях и других элементах кузова. Удастся ли добиться чего-нибудь от продавца (производителя) или придется все устранять своими силами?
Немного теории
Если автомобиль покупает компания, то ее отношения с автосалоном регулируются главой 30 ГК РФ «Купля-продажа» и общими положения об обязательствах и договорах. Если же покупатель – «физик», то применяются еще и положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Это следует в т.ч. из преамбулы Закона.
Так, продавец обязан передать покупателю качественный товар (п. 1, 2 ст. 4 Закона, ст. 469 ГК РФ), при этом действовать добросовестно и предоставлять покупателю всю информацию о товаре и изготовителе (п. 3 ст. 1, ст. 10, ст. 7–10 Закона).
Поскольку автомобиль – товар длительного пользования, изготовитель обязан обеспечить возможность его использования в течение срока службы, в т.ч. через организацию ремонта и техобслуживания (ст. 6 Закона). Кроме того, на автомобиль устанавливается и гарантийный срок, в течение которого покупатель может предъявить претензии по поводу недостатков товара и получить возмещение от продавца (изготовителя). Помимо заводского гарантийного срока продавец также вправе предоставить продленную гарантию от себя (п. 6, 7 ст. 5 Закона, ст. 470 ГК РФ).
Если в период гарантии покупатель выявит недостатки, то может предъявить претензию продавцу (изготовителю), например, об их устранении, о замене автомобиля или о расторжении договора и возврате денег (ст. 18 Закона, п. 3 ст. 503 ГК РФ).
Автомобиль – технически сложный товар
Вместе с тем возможности покупателя автомобиля несколько ограничены. Дело в том, что автомобиль – это технически сложный товар (п. 2 Перечня технически сложных товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924)). Поэтому предъявить претензии можно лишь при соблюдении определенных условий (п. 1 ст. 18 Закона, п. 38 постановления...