Автор делится историческими фактами, которые иллюстрирую принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде в России. Тут есть над чем задуматься и современникам-коммерсантам, особенно в части формирования имиджа и деловой репутации.
Русские купцы были уверены, что богатство приходит вслед за репутацией. «Доброе имя лучше богатства», – говаривали они. И поэтому купеческое слово было наивысшей гарантией. Не банковская гарантия, не документ на бумаге, а именно слово, устное обещание. Ничего удивительного. Ведь за словом купца стояла его честь и возможность вести бизнес.
Промышленник Сергей Иванович Четвериков в 1907 году через публикации в газете начал разыскивать кредиторов своего отца, чтобы вернуть долги. Дела мануфактуры, которой управлял его отец, шли из рук вон плохо. Отец покончил с собой, т. к. не мог «платить по счетам». За дело взялся его 21-летний сын. Ушли годы на восстановление и развитие бизнеса. Как только появилась финансовая возможность, сын решил разыскать кредиторов, чтобы восстановить доброе имя отца.
Министр финансов Сергей Витте в официальном документе писал, что в обороте государства находятся 50 млн купеческих денег. И отданы они под честное слово…
Честь в традиции российского купечества восходила к православному пониманию. Большинство купцов были из простых работящих крестьянских семей, они собственным упорным трудом зарабатывали капитал, без каких-либо связей и протекций. В старообрядческих общинах практиковали и такое «первичное накопление капитала»: все семьи одной общины, что находилась в глубинке, скидывались и отдавали эти деньги «самому толковому», отправляя его в крупный город с главной целью – чтобы он наладил сбыт их сельскохозяйственной, ремесленной или другой продукции. Этот начальный капитал давался под честное слово тому, кого община с детства знала.
В наше время это кажется невозможным. А ведь работало же! Купцы занимались еще и общественной, благотворительной деятельностью. Причем бескорыстно, а не ради пиара или снижения налогового бремени. Достаточно вспомнить Павла Михайловича Третьякова и его коллекцию картин!
Купцы воспитывались в миропонимании «под Богом ходим». Они считали успех в бизнесе Божьим благословением. После завершения успешной сделки многие шли в первую очередь в церковь поблагодарить Создателя.
Сдержать свое слово – это не только вопрос чистой совести. Это репутация. Купцы не работали со всеми подряд. Если они узнавали, что тот или иной купец уже нарушал свое обещание, то могли и отказаться от сотрудничества с ним. «Сарафанное радио» хорошо работало.
Также не стоит забывать, что были среди начинающих купцов и неграмотные, для которых бумажка ничего не значила по одной простой причине – они не могли ее прочесть. Поэтому более верили слову.
Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Это, кстати, упрощало и работу «налоговой службы». Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству.
А как вообще взаимодействовали купцы? Ведь у них тоже периодически возникали и трудности, и конфликты.
Порой на ярмарках случались разногласия, споры между купцами. Тогда в дело вступал словесный суд – устный и скорый. Назначаемый из окружного суда представитель выслушивал конфликтующие стороны и выносил свое решение. Стоит обратить внимание на то, что протокол не велся! Вердикт обжалованию не подлежал, а если не подчиниться, то можно и честь потерять, и засмеют.
Но словесный суд разбирал дела, где суть оспариваемого не превышала 500 рублей. Со спорами по более крупным суммам нужно было обращаться в суд – окружной, губернский.
Опытные купцы часто кредитовали начинающих купцов. Те брали деньги или товар под честное слово, обещая вернуть долг через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). Так начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство из них возвращались с расплатой вовремя. В противном случае и слух пойдет, что купец разорился, проворовался, да и репутация его будет потеряна навсегда. Бывали случаи, когда начинающий купец разорился, но честь свою не потерял.
Был также обычай рвать пополам открытку. Одна часть оставалась у кредитора, вторая – у заемщика. И если через год по каким-либо серьезным причинам заемщик не смог приехать на ярмарку, то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки. Это означало, что приехать кредитуемый не смог, но свое слово сдержит.
Однажды купец Александр Петрович Бугров, для того, чтобы выиграть выгодный подряд, должен был срочно внести в кассу 20 000 рублей. С собой у него было меньше половины. Он прибежал на базар, снял свою шапку и обошел с ней всех купцов, быстро дособрав необходимую сумму. Подряд Александр Петрович выиграл. На следующий день утром он вернулся на тот же базар и снова обошел тех же купцов, спрашивая, сколько тот «кинул» в шапку, и с благодарностью отдавал долг.
Когда в деловой среде превалирует честность и доверие, это позволяет максимум усилий тратить на само дело, а не на препирательства и доказывание своей правоты.
В 1881 году литератор Николай Зегимель опубликовал книгу «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В ней он обобщил все рекомендации для купцов по поведению в общении с покупателями, подчиненными и коллегами по ремеслу – своего рода Кодекс. Среди правил, приведенных в книге, можно выделить, к примеру, такие:
- Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
- Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
- Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
- Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались.
- Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
- Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – честностью и добросовестностью.
- Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.
Знатоком купеческой среды был Александр Николаевич Островский. Его пьесы показывают, по каким правилам она жила, без идеализации – и изъяны, и достоинства. Чего только стоит история Ларисы Дмитриевны в «Бесприданнице» (позже экранизирована Рязановым в фильме «Жестокий романс»). Как глубоко Островский понял мятущуюся женскую душу, которая «любви искала и не нашла» – просмотр этой пьесы способен спасти и современных девушек от опрометчивого замужества и потери себя. А каков диалог в самом конце:
- У тебя тоже цепи?
- Хуже. Кандалы.
- Какие?
- Слово честное. Купеческое.
А сейчас нам необходимы юристы и нотариусы, печати, дополнительные документы и прочее. И все равно письменный договор отнюдь не гарантирует того, что условия сделки будут соблюдены. Есть даже такая грустная современная шутка: «Письменный договор позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу».
Раньше нормой было давать свою фамилию собственному бизнесу. А сейчас в норме ограничивать свою ответственность суммой, вложенной в предприятие (отсюда и понятие «общество с ограниченной ответственностью» в Гражданском кодексе РФ, которое появилось на заре построения в России капитализма после развала СССР – по этим предложенным правилам мы начали заново учиться строить бизнес).
И вот перед нами 2 варианта, как две противоположные системы. От того, какую из них выбирает большинство, зависит, как мы живем. А как хотели бы дальше жить вы?