Услуги или подряд: где рождается «схема»?

От того, как юрист квалифицирует сделку, зависит очень многое, например, признает ее налоговая инспекция схемой или нет. В частности, в рассматриваемом деле такая сделка является договором услуг или подряда? Автор комментирует постановление, аргументы суда, налоговых органов ­и налогоплательщика.

От юридической квалификации того или иного договора всегда зависит судьба не только самой сделки, но и спора в случае судебного разбирательства. Однако этот аргумент в пользу правильной квалификации договоров не всегда учитывают при его заключении. В Гражданском кодексе есть ряд договоров, от квалификации которых зависит налоговая судьба и налоговое бремя контрагентов.

При ближайшем рассмотрении данного вопроса оказывается, что проблема не только и не столько в том, что договор назвали как-то не так или включили в него не те существенные условия, сколько в том, что каждый вид договора заключает определенные возможности, которые применяются по закону, в случае умолчания их сторонами, и наоборот. На такие тонкости всегда обращают внимание налоговые органы, особенно в тех случаях, когда от квалификации договора зависит наполняемость бюджета и применения к налогоплательщику всевозможных санкций с клише «схема ухода от налогов».

Интересным делом в последнем случае явился спор налогоплательщика и налогового органа о том, как правильно квалифицировать договор подряда и договор на оказание услуг. Речь пойдет о постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2008 г. № А42-1708/2007, в котором положения Гражданского кодекса сыграли большую роль в исходе процесса.

Суть дела и позиция налогоплательщика

Между ООО «Бриз» и ФГУП 15.10.2004 г. был заключен договор подряда на выполнение работ по судоподъему большого гидрографического катера и большого торпедолова. Зона подъема и участки подъема судов были определены в договоре. Согласно договору общество являлось подрядчиком, а ФГУП – заказчиком. В договоре между ФГУП и ООО «Бриз» было также указано, что общество должно выполнить работы своими средствами и силами.

Договор подряда был заключен во исполнение международного контракта от 2003 г., донором которого является компания «Норд Гмбх». Получателем денежных средств по данному контракту являлось ФГУП. В соответствии с документацией ООО «Бриз» являлось организацией, участвующей в выполнении работ за счет средств международной технической помощи.

Между двумя юридическими лицами также существовал договор на осуществление для ФГУП ООО «Бриз» водолазных работ на акватории, принадлежащей унитарному предприятию, и за его пределами по заявке заказчика, который был заключен в 2003 г., но за четыре месяца подписания международного контракта. Договор выполнения водолазных работ ежегодно пролонгировался.

Согласно условиям договора подряда общество как исполнитель обязалось выполнить работы по подъему названных судов своими силами и средствами по действующей у него технологии выполнения судоподъемных работ. Подобные действия включают как работы, так и услуги, однако все они признаны технической помощью (содействием) в рамках выданного удостоверения. В договоре была установлена фиксированная договорная цена в сумме более 4 млн руб. Между ФГУП и ООО «Бриз» 19.11.2004 г. был подписан акт выполненных работ и выставлен счет-фактура на всю сумму сделки.

Однако этому комплексу юридических действий предшествовало следующее. За пять дней до подписания договора с ФГУП ООО «Бриз» 10.10.2004 г. направило ООО «Респект» оферту с предложением заключить договор на оказание услуг, связанных с подъемом большого гидрографического катера и большого торпедолова. Письмом от 13.10.2004 г. ООО «Респект» указало, что имеет возможность выполнить данные работы. 16.10.2004 г. между ООО «Бриз» и ООО «Респект» был заключен договор, согласно которому ООО «Респект» как субподрядчик должно выполнить для ООО «Бриз» часть работ, поименованных в договоре с ФГУП. Согласно протоколу согласования цены договора от 16.11.2004 г. его стоимость составила чуть более 3,5 млн руб. Факт выполнения работ по договору был оформлен актом от 18.11.2004 г., т.е. за день до подписания акта между ООО «Бриз» и ФГУП.

Таким образом, ООО «Бриз» заключило договор подряда с ФГУП на сумму более 4 млн руб. и договор оказания услуг с ООО «Респект» на сумму 3,5 млн руб., которые отнесло к себе в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (см. Схему 1).

Схема 1

Позиция налогового органа

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что имело место применение в ООО «Бриз» «схемы», на основании чего затраты на сумму 3,5 млн не были приняты в качестве расходов. Таким образом, было принято решение о привлечении ООО «Бриз» к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса.

Основаниями такого рода выводов для налогового органа послужили семь аргументов:

  1. ООО «Бриз» завысило расходы на сумму затрат по договору оказания услуг от 16.10.2004 г. с ООО «Респект» на выполнение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.