Top.Mail.Ru

Новый порядок контроля цен для целей налогообложения

С 1 января 2012 г. вступит в силу новый раздел НК РФ, который изменит порядок «тестирования» цены сделок на предмет их соответствия рыночным ценам. И если цифры будут расходиться, то компании придется доплатить налоги исходя из рыночной стоимости предмета договора. Рассмотрим, цены каких сделок налоговая инспекция будет контролировать, а также в каком порядке будут проводиться проверки соответствия цен.

В конце июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Этот закон ввел новые правила, по которым налоговые инспекторы будут определять рыночные цены сделок для целей налогообложения. Разберемся, что нужно учесть компаниям, совершающим бартерные сделки, внешнеторговые операции, сделки со взаимозависимыми лицами, цены по которым не соответствуют рыночным.

Новый порядок определения рыночных цен вступает в силу с 1 января 2012 г. Главное новшество этого документа – дополнение части первой НК РФ новым разделом V.1. Называется он так: «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

В связи со вступлением нового закона в силу ст. 20 и 40 НК РФ с 1 января 2012 г. будут применяться только к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны до этой даты. Но обо всем по порядку.

Как сейчас

Организации признаются взаимозависимыми в случаях, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой и при этом суммарная доля такого участия составляет более 20%. В случае косвенного участия организаций друг в друге через последовательность компаний доля определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой (п. 1 ст. 20 НК РФ).

Кроме того, признать лица взаимозависимыми по своему усмотрению может суд. Для этого ему достаточно установить, что отношения между компаниями могут повлиять на результаты сделок между ними (п. 2 ст. 20 НК РФ).

Установив в ходе налоговой проверки, что компании являются взаимозависимыми, инспекция может проверить правильность применения цен по сделкам. Также ИФНС может проверить цены по (п. 2 ст. 40 НК РФ):

  • товарообменным (бартерным) операциям;
  • внешнеторговым сделкам;
  • сделкам, цена которых отклоняется более чем на 20% от других подобных соглашений в пределах непродолжительного периода времени.

Взаимозависимость

С 1 января 2012 г. в НК РФ будет введено понятие «контролируемая сделка». Таковыми, как и сейчас, будут соглашения между взаимозависимыми компаниями. Какие лица будут признаваться взаимозависимыми, сказано в ст. 105.1 НК РФ.

Фрагмент документа

П. 1 ст. 105.1 НК РФ

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения...

Из приведенного определения трудно понять, кого же можно считать взаимозависимыми лицами. Более конкретно это понятие расшифровано в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Взаимозависимыми, в частности, признаются:

  1. компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  2. физическое лицо и организация – в случае, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  3. компании – в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  4. компания и лицо (в том числе физическое), имеющее полномочия по назначению (избранию):
    • директора этой организации;
    • не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  5. компании – если их директоры или не менее 50% состава их коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  6. компании, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в п. 11;
  7. компания и ее директор;
  8. компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  9. компании и (или) физические лица – в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  10. физические лица – в случае, если один «физик» подчиняется другому по должностному положению;
  11. физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

С 2014 года к договорам между взаимозависимыми лицами будут приравнены (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

  1. сделки в области внешней торговли следующими биржевыми товарами:
    • нефть и товары, выработанные из нефти;
    • черные, цветные и драгоценные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • драгоценные камни.
    Конкретные коды товаров должен будет определить Минпромторг России;
  2. сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства или налогового резидентства) являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России;
  3. совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
    • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Кого будут контролировать

Налоговые органы будут контролировать цены:

  • сделок между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
  • сделок, приравненных к договорам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, в НК РФ отдельно выделены сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства) либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Россия. Цены соглашений между этими лицами будут контролироваться при наличии хотя бы одного из пяти обстоятельств (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

  1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами превышает:
    • 1 млрд рублей – за 2011 год;
    • 3 млрд рублей – за 2012 год;
    • 2 млрд рублей – за 2013 год.
    Почему законодатель расставил суммы именно в таком порядке, остается загадкой.
  2. Предметом сделки является полезное ископаемое (при условии, что одна из сторон должна уплатить с него налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Такие сделки будут контролироваться, если доходы по ним превышают 60 млн руб. в год от одного контрагента.
  3. Одна из сторон сделки является плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
    При этом сделки будут считаться контролируемыми, если:
    • они заключены в рамках деятельности, облагаемой этими налогами;
    • контрагент не применяет указанные специальные налоговые режимы;
    • доходы по ним превышают 100 млн руб. в год от одного контрагента.
  4. Одна сторона сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет по этому налогу ставку 0%, при этом другая сторона подобными привилегиями не пользуется. Такие сделки будут контролироваться, если доходы по ним превышают 60 млн руб. в год от одного контрагента.
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, и при этом другая сторона не является резидентом такой зоны. Это условие будет применяться с 1 января 2014 года. Такие сделки будут считаться контролируемыми, если доходы по ним превышают 60 млн руб. в год от одного контрагента.

К сведению

Цены, применяемые в сделках между невзаимозависимыми лицами, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые по таким соглашениям, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Как будут контролировать

По требованию инспекции налогоплательщик будет обязан представить документацию относительно конкретной контролируемой сделки (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Более того, о совершенных контролируемых сделках придется уведомлять налоговые органы (ст. 105.16 НК РФ). Форму уведомления должна утвердить ФНС России. Ее нужно будет представить в свою налоговую инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

К сведению

Уведомлять налоговую инспекцию о контролируемых сделках следует в случае, когда сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом превышает (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»):

  • в 2012 г. – 100 млн руб.;
  • в 2013 г. – 80 млн руб.

В уведомлении нужно будет указать (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

  1. календарный год, за который представляются сведения;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок:
    • полное наименование и ИНН компании;
    • фамилия, имя, отчество и ИНН предпринимателя;
    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося предпринимателем;
  4. сумму полученных доходов и (или) произведенных расходов по контролируемым сделкам (с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию).

После получения уведомления инспекция начнет проверку содержащейся в нем информации. Для этого она может провести экспертизу или привлечь специалиста (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Кроме того, в ходе проверки налоговики вправе истребовать документы (информацию), касающиеся контролируемых сделок у их участников. Такое право им предоставляет п. 7 ст. 105.17 НК РФ.

К сведению

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абзац третий п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Верно обратное утверждение: проведение проверки в отношении контролируемой сделки не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Документы для проверки

Компания, отправившая уведомление, по требованию налогового органа обязана представить документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок). Под документацией в данном случае понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если форма документа не установлена) и содержащий (п. 1 ст. 105.15 НК РФ):

  • сведения о деятельности компании, совершившей контролируемую сделку;
  • перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка;
  • описание контролируемой сделки и ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии);
  • условия и сроки платежей;
  • прочую информацию о сделке;
  • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа);
  • информацию об используемых активах, связанных с контролируемой сделкой;
  • данные о принимаемых экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

В случае использования налогоплательщиком методов определения цен для целей налогообложения информации потребуется еще больше1.

К сведению

Указанная документация может быть истребована у налогоплательщика не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Процедура проверки

Процедура проверки описана в ст. 105.17 НК РФ. Решение о ее проведении принимает руководитель инспекции или его заместитель. О нем налоговики должны известить компанию в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 3 ст. 105.17 НК РФ). Проверка проводится в срок, не превышающий шести месяцев. В исключительных случаях руководитель инспекции или его заместитель могут продлить этот срок до 12 месяцев. Копия решения о продлении направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

В последний день проверки инспектор обязан составить справку и зафиксировать в ней предмет и сроки проверки. Справка вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, то проверяющие должны составить акт. На это им отведено два месяца со дня составления справки. Форму акта должна будет утвердить ФНС России.

Акт проверки должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) под личную подпись или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. И если сроки вручения справки не оговорены, то акт должен быть предоставлен компании в течение пяти дней с даты его составления.

Разумеется, многие компании с выводами проверяющих не согласятся и захотят поспорить с ними. Пункт 13 ст. 105.17 НК РФ предоставляет налогоплательщикам такую возможность. В течение 20 дней со дня получения акта они могут представить в налоговую письменные возражения акту в целом или по его отдельным положениям. К возражению желательно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов компании.

Рассмотрение возражений и принятие решения по акту (привлечение компании к ответственности или отказ от такого привлечения) происходят в обычном порядке. Эта процедура ничем не отличается от вынесения решения по материалам обычной налоговой проверки.

Новая редакция НК РФ не содержит статей об ответственности за непредставление сведений о крупных сделках. Но это вовсе не означает, что бездействие окажется безнаказанным. В данной ситуации вполне применимы положения ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» или ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ.

Кого контролировать не будут

Законодатель отдельно выделил соглашения, которые не будут контролируемыми ни при каких условиях (п. 4 ст. 105.14). Здесь всего две позиции.

Во-первых, чтобы сделка не была контролируемой, ее стороны должны:

  • быть зарегистрированными в одном субъекте РФ;
  • не иметь обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
  • не уплачивать налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не иметь убытков (включая убытки будущих периодов), которые учитываются при исчислении налога на прибыль.

Кроме этого, должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подп. 2–5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Причем все перечисленные требования должны выполняться одновременно.

Во-вторых, не будут контролироваться сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.

К сожалению, НК РФ не разъясняет, что же такое «консолидированная группа налогоплательщиков». Однако на рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона № 392729-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». В соответствии с этим документом консолидированная группа – это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты этого налога с учетом совокупного результата их хозяйственной деятельности.

Отметим, что законопроект был внесен в нижнюю палату еще в июне 2010 года и, похоже, прочно увяз в ее недрах. Другие же документы определения консолидированной группы налогоплательщиков не содержат.

А что же с ценами?

Налоговые органы будут проверять цены по контролируемым сделкам. И если они обнаружат, что коммерческие или финансовые условия отличаются от тех, на которых сделки заключаются с другими контрагентами, то недополученные таким образом доходы они учтут при налогообложении.

Пример

ЗАО «Актив» и ООО «Пассив» являются взаимозависимыми лицами: доля их участия друг в друге составляет более 25% (подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Обе компании являются плательщиками налога на прибыль.

ЗАО «Актив» производит стальные кружки и реализует их контрагентам в соответствии с прайсом по цене 100 руб./шт.

В то же время «Актив» реализовал ООО «Пассив» партию кружек: 100 шт. по 50 руб./шт. Фактический доход от реализации этой партии составил 5000 руб.

Но поскольку компании являются взаимозависимыми, то налоговую базу по налогу на прибыль необходимо исчислять из обычной цены. Заплатить налог придется не с 5000 руб., а с 10 000 руб. (100 шт. × 100 руб.).

Но и это еще не все. Налоговая инспекция может «досчитать» по контролируемой сделке не только налог на прибыль, но и (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

  • НДФЛ (если сторона сделки – «физик» или предприниматель);
  • НДПИ (если компания продает полезные ископаемые);
  • НДС (даже если компания (предприниматель) не платит НДС или освобождена от обязанностей плательщика этого налога).

Причем если раньше налоги могли доначислить, только когда цена сделки отклонялась более чем на 20% от рыночной, то теперь такой показатель исключен. Поэтому ничто не мешает налоговому инспектору придраться к отклонению даже в 1 рубль.

Для того чтобы определить, соответствуют ли цены сделок рыночным, налоговая инспекция может использовать:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Подробнее о том, как установить, является ли цена сделки рыночной, читайте в продолжении статьи в следующем номере.

Сноски 1

  1. Подробнее о методах определения цен, а также об информации, которую необходимо представить в налоговые органы при использовании этих методов, читайте в продолжении статьи в следующем номере. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Обязанности контролирующих иностранные компании лиц

Объясняем, какие иностранные компании подпадают под контроль и кто именно их контролирует, а также какие обязанности по отчетности и уплате налогов придется выполнять. Наша подборка судебной практики подскажет, в каких случаях можно добиться снижения штрафных санкций.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

НДС и налоговая реформа – 2025: восстановление, возмещение, искажение налоговой базы (часть 4)

В заключительной части цикла статей об НДС, с учетом последних законодательных изменений, в том числе распространяющихся на «упрощенцев», рассматриваем вопросы восстановления и возмещения НДС, а также исправления ошибок при искажении налоговой базы по НДС. В частности, порядок восстановления НДС у покупателя в наиболее часто встречающихся ситуациях (при получении отгрузки в счет ранее внесенной предоплаты, возврате предоплаты продавцом полностью или частично в связи с изменением условий или расторжением договора, при уменьшении стоимости отгрузки, использовании покупок в не облагаемых НДС операциях, получении освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, списании безнадежной «дебиторки» в виде внесенной предоплаты, внесении неденежной доли в уставный капитал общества). Поймете, какие нюансы надо учесть при восстановлении НДС при переходе на УСН с 2025 года. Приводим примеры, когда НДС подлежит возврату из бюджета (возмещению), а также подсказываем, что делать в случае ошибочного занижения или завышения налоговой базы по НДС.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.