Как показывает практика, порядок урегулирования разногласий с перевозчиками традиционно вызывает массу вопросов. Чтобы не перегружать суды спорами, вытекающими из договоров перевозки (автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом), законодательством предусмотрен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования проблем с транспортными организациями. Рассмотрим, как необходимо действовать в случае возникновения разногласий с перевозчиком.
В большинстве случаев компания может не предъявлять претензию контрагенту, а сразу обратиться с аналогичным требованием в суд. Однако в некоторых случаях предъявление претензии до обращения в суд является обязательным. Без соблюдения претензионного порядка суд просто не примет иск.
Предъявление претензии обязательно, в частности, если спор возник из договора перевозки. Разберемся, в каком порядке нужно предъявлять претензии, вытекающие из договоров перевозки автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом, а также из договоров транспортной экспедиции.
Претензией обычно называют требование, обращенное к контрагенту, связанное с невыполнением им условий договора.
До предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК РФ). Эти уставы и кодексы устанавливают особенности претензионного порядка в зависимости от вида транспорта.
Перевозки автотранспортом
Ст. 39–42 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) предусматривают претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с автомобильными перевозками.
В одних случаях предъявлять претензию, прежде чем обращаться в суд, обязательно, в других случаях это право, а не обязанность пострадавшей стороны (п. 1 и 2 ст. 39 УАТ). Предъявление обязательно, если нарушителем условий договора является перевозчик грузов. Можно не предъявлять претензию к:
- перевозчику по договору перевозки пассажиров;
- фрахтовщику (владельцу транспортного средства), нарушившему договор фрахтования (найма транспорта для перевозки).
В этих случаях пассажир и фрахтователь могут сразу обратиться в суд.
В п. 3 ст. 39 УАТ обозначен круг лиц, которые могут предъявить претензии. К ним относятся:
- лица, которые заключили договор перевозки или фрахтования;
- грузополучатели;
- страховые компании, которые выплатили пострадавшей стороне возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком или фрахтовщиком своих обязательств.
Претензии можно предъявить только в течение срока исковой давности.
Срок давности составляет один год (ст. 42 УАТ). Его исчисляют со дня выдачи багажа или груза (при его недостаче, повреждении, порче или просрочке доставки) либо со дня признания груза или багажа утраченным.
Грузоотправитель заключил в сентябре 2006 года договор перевозки груза с автотранспортным предприятием. В пункт назначения перевозчик доставил груз не в полном объеме.
В соответствии со ст. 796 и 797 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, принятого к перевозке, в размере его стоимости. В связи с этим в течение 2007 года грузоотправитель направил в адрес перевозчика несколько претензий, однако ответа на них не получил и обратился в суд с иском о взыскании ущерба.
Но суд в удовлетворении требований отказал, так как истец при подаче заявления в суд пропустил срок исковой давности. Согласно ст. 42 УАТ срок исковой давности составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей груза, со дня его выдачи. Грузоотправитель подал иск по истечении этого срока (постановление ФАС Уральского округа от 02.10.2008 № Ф097078/08С5).
Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии (п. 1 ст. 40 УАТ).
При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком (фрахтовщиком) претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия такого решения со ссылкой на УАТ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
Предъявить иск к перевозчику (фрахтовщику) можно, если он:
- не удовлетворит претензию;
- удовлетворит претензию частично;
- в течение 30 дней со дня получения претензии не ответит на нее.
Грузоотправитель заключил договор с перевозчиком. Груз выдан в месте назначения 20 апреля 2011 года. При этом была обнаружена недостача.
Отправитель 23 июня 2011 года предъявил перевозчику претензию, в которой просил возместить стоимость недостающего груза. К претензии были приложены заверенные копии товаротранспортных документов и договора, который удостоверяет количество и стоимость отправленного груза. Согласно ст. 40 УАТ претензия подана в срок.
Перевозчик на претензию не ответил, хотя получил ее, что подтверждается уведомлением о вручении претензии. По истечении 30 дней со дня получения перевозчиком претензии грузоотправитель обратился в суд, который принял заявление к рассмотрению.
Железнодорожные перевозки
Претензионный порядок разрешения споров, связанных с железнодорожными перевозками, установлен Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее – УЖТ).
До обращения в суд с иском к перевозчику необходимо предъявить претензию. К ней следует приложить документы, которые подтверждают предъявленные заявителем требования.
В случаях, когда утрачен груз, такими документами могут быть:
- грузовая квитанция;
- квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции о том, что груз не прибыл;
- документ, который удостоверяет количество и стоимость груза.
Документы нужно представить в подлиннике или в форме заверенной копии. Однако перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов.
Лица, которые имеют право на предъявление претензий, а также документы, которые нужно приложить к претензиям, указаны в ст. 120 УЖТ.
Некоторые обстоятельства, при наступлении которых можно предъявить претензию, указывают в так называемых коммерческих актах.
Коммерческий акт – это документ, фиксирующий недостачу, порчу, хищение грузов; служит основанием для предъявления требований стороне, несущей ответственность. Он удостоверяет (ст. 119 УЖТ):
- несоответствие названия, массы, количества груза данным, которые указаны в перевозочном документе;
- повреждение груза и возможные причины этого;
- обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
- возвращение перевозчику похищенного груза.
- непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о его выдаче (в этом случае акт составляется только по требованию грузополучателя).
Для удостоверения других обстоятельств составляют акты общей формы.