Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость. Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д. Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.
Претензионный порядок является по сути альтернативным (внесудебным) способом уладить разногласия, которые возникли между контрагентами. Причем во многих случаях каких-либо особых примирительных процедур и не потребуется: сам факт получения претензии может подействовать на провинившегося контрагента и он предпочтет не доводить дело до судебного разбирательства. В каких случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным? Как правильно составить претензию? Примет ли суд иск, если нет подтверждения того, что ответчик получил претензию? Можно ли в договоре предусмотреть обязательность соблюдения претензионного порядка только для одной из сторон? Ответам на эти вопросы посвящена статья.
Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:
- установлен федеральным законом;
- предусмотрен договором.
Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).
По понятиям
Развернутое определение претензионного порядка изложил ФАС Волго-Вятского округа в одном из своих постановлений.
Фрагмент документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2009 по делу № А28-5836/2009-221/2
... Претензионный порядок урегулирования спора подразумевает особую (письменную) примирительную процедуру урегулирования спора самими спорящими сторонами, осуществляемую посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.
Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством. Претензия – это письменный документ, содержащий четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, оплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.), обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Доказательствами соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком являются копия претензии и документы, подтверждающие ее направление ответчику. К числу последних относятся почтовая квитанция (при отправке документов заказным или ценным письмом), заверенная выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу) либо копия самой претензии, содержащая отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично)...
Никаких требований к формулировке условия договора об обязательном претензионном порядке урегулирования спора в законодательстве нет. Однако судебная практика исходит из того, что претензионный порядок можно признать установленным в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 по делу № А53-5502/2011).
Если стороны не оговорили четкий срок на ее рассмотрение, то он должен определяться по правилам ст. 314 ГК РФ.
Фрагмент документа
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Простое указание в договоре на проведение сторонами переговоров в случае возникновения споров между ними не означает обязанность соблюдения претензионного порядка (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.1998 № Ф04/1746-228/А81-98). Такие условия носят исключительно информационный характер и представляют собой простое руководство к действию, желаемое поведение сторон.
Иной порядок разрешения спора (проведение переговоров, приглашение посредника для урегулирования конфликта, медиация и т.д.) согласовывается посредством включения в договор четкой последовательности действий и сроков их совершения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2011 по делу № А79-8967/2010).
Доказательства получения
Если истец представил доказательства направления претензии ответчику, то претензионный порядок считается соблюденным (п. 2 письма ВАС РФ от 18.05.1995 № ОП-21/39). При...