Разрешение споров в претензионном порядке

Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость. Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д. Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.

Претензионный порядок является по сути альтернативным (внесудебным) способом уладить разногласия, которые возникли между контрагентами. Причем во многих случаях каких-либо особых примирительных процедур и не потребуется: сам факт получения претензии может подействовать на провинившегося контрагента и он предпочтет не доводить дело до судебного разбирательства. В каких случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным? Как правильно составить претензию? Примет ли суд иск, если нет подтверждения того, что ответчик получил претензию? Можно ли в договоре предусмотреть обязательность соблюдения претензионного порядка только для одной из сторон? Ответам на эти вопросы посвящена статья.

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:

  • установлен федеральным законом;
  • предусмотрен договором.

Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

По понятиям

Развернутое определение претензионного порядка изложил ФАС Волго-Вятского округа в одном из своих постановлений.

Фрагмент документа

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2009 по делу № А28-5836/2009-221/2

... Претензионный порядок урегулирования спора подразумевает особую (письменную) примирительную процедуру урегулирования спора самими спорящими сторонами, осуществляемую посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.

Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством. Претензия – это письменный документ, содержащий четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, оплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.), обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

Доказательствами соблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком являются копия претензии и документы, подтверждающие ее направление ответчику. К числу последних относятся почтовая квитанция (при отправке документов заказным или ценным письмом), заверенная выписка из журнала записей факсимильных сообщений (при отправке документов по телетайпу или факсу) либо копия самой претензии, содержащая отметку ответчика о принятии документов (в том случае, если документы вручены лично)...

Никаких требований к формулировке условия договора об обязательном претензионном порядке урегулирования спора в законодательстве нет. Однако судебная практика исходит из того, что претензионный порядок можно признать установленным в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 по делу № А53-5502/2011).

Если стороны не оговорили четкий срок на ее рассмотрение, то он должен определяться по правилам ст. 314 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 ст. 314 ГК РФ

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Простое указание в договоре на проведение сторонами переговоров в случае возникновения споров между ними не означает обязанность соблюдения претензионного порядка (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.1998 № Ф04/1746-228/А81-98). Такие условия носят исключительно информационный характер и представляют собой простое руководство к действию, желаемое поведение сторон.

Иной порядок разрешения спора (проведение переговоров, приглашение посредника для урегулирования конфликта, медиация и т.д.) согласовывается посредством включения в договор четкой последовательности действий и сроков их совершения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2011 по делу № А79-8967/2010).

Доказательства получения

Если истец представил доказательства направления претензии ответчику, то претензионный порядок считается соблюденным (п. 2 письма ВАС РФ от 18.05.1995 № ОП-21/39). При...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Особенности подачи регрессного иска

Что такое регресс и регрессное требование? Каковы его особенности? Почему право регресса лица, исполнившего обязательство (погасившего долг, возместившего вред), не зависит от существовавшего права кредитора, в адрес которого произведено исполнение? Каков срок исковой давности по регрессному требованию? Можно ли обратиться в суд с регрессным иском, если основное обязательство исполнено третьим лицом не полностью? Какие особенности подачи иска о взыскании в порядке регресса? Когда не получится защитить свои права с помощью регресса? Приводим образец иска о взыскании суммы возмещения в порядке регресса.

На что и как можно пожаловаться председателю суда

Бывают случаи, что судьи нарушают правила судебной процедуры, открыто демонстрируют свое неуважение к участникам процесса или же не скрывают своего благосклонного расположения к другой стороне судебного разбирательства. Для таких ситуаций не предусмотрено действенных процессуальных способов защиты прав сторон по делу.Решением проблемы может стать обращение к председателю суда. Он может помочь и в случаях нарушения судьями сроков размещения информации в Интернете. Справиться с этим в условиях действующего правового регулирования затруднительно, поскольку изготовление процессуальных актов (решений и определений) осуществляют судьи, а эффективные способы воздействия на них отсутствуют. Автор в своей юридической практике постоянно сталкивается с такими препятствиями и делится в статье опытом, когда и как может помочь обращение на имя председателя суда (приводя пример одного из таких обращений).

Новый порядок апелляционного обжалования по ГПК РФ

В апреле 2025 года в ГПК РФ внесли поправки, направленные на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных, а также частных жалоб в суд апелляционной инстанции. Рассматриваем пошагово ключевые изменения, которые вводятся в действующий процессуальный закон, регулирующий порядок отправления правосудия в судах общей юрисдикции. Приводим образцы заявлений в суд общей юрисдикции о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда, об исправлении недостатков апелляционной жалобы и об ускорении рассмотрения дела.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.