Как обжаловать отказ в проведении операций по счету

С недавнего времени заработал так называемый механизм реабилитации клиентов, которым банки отказали в обслуживании. Клиенты получили возможность обращения в специальный административный орган – ​Межведомственную комиссию при ЦБ РФ, которая анализирует их жалобы на банкиров и принимает обязательные для исполнения решения. Узнаем, как можно использовать этот механизм на практике.

Межведомственная комиссия

Порядок работы Межведомственной комиссии при ЦБ РФ (далее – комиссия) установлен в указании ЦБ РФ от 30.03.2018 № 4760-У (далее – Указание). Комиссия заседает под председательством зампреда ЦБ РФ (п. 2.2 Указания). В нее входят и другие сотрудники ЦБ РФ, а также представители Росфинмониторинга (п. 23 Указания). Такой представительный состав комиссии должен гарантировать объективность и учет всех обстоятельств каждой конфликтной ситуации.

Полномочия комиссии ограничены проверкой отказа банка в выполнении распоряжения о проведении операции или в открытии счета (п. 1.1 Указания). Например, банк может отказать клиенту в проведении платежа или в выдаче денег со счета, посчитав, что операция сомнительна.

По всем остальным спорным вопросам клиент может обратиться в суд или воспользоваться другими процедурами разрешения спора (например, медиацией). Предположим, банк отказывает клиенту в перевыпуске карты, прекращает или ограничивает дистанционное обслуживание или вводит другие ограничения. К подобным ситуациям Указание не применяется, и клиент может обратиться в суд.

Содержание заявления

Клиент, получивший от банка сообщение о невозможности устранить основания, по которым было принято решение об отказе в проведении операции или об отказе в открытии счета (далее – отрицательное решение), вправе обжаловать указанное решение в комиссию. В заявлении нужно указать информацию о(об):

  • заявителе и банке;
  • отрицательном решении;
  • операции, в совершении которой было отказано;
  • причинах отказа;
  • обстоятельствах, при которых было получено отрицательное решение (по желанию).

Заявление в комиссию в первую очередь рассматривается на соответствие формальным параметрам: наличие стандартных сведений и комплектность приложений. Если по формальным требованиям заявление не пройдет, его оставят без рассмотрения. И тогда в комиссию придется обращаться повторно.

Прилагаемые документы

К заявлению нужно приложить:

  • доверенность (если заявление подписывает представитель);
  • отрицательное решение;
  • сообщение о невозможности устранить основания, по которым было принято отрицательное решение;
  • документы, которые были представлены в банк для разрешения ситуации (договоры, выписки и справки, письма от контрагентов, государственных и муниципальных органов, разрешительные документы и др.);
  • бухгалтерскую отчетность, договоры с крупнейшими контрагентами, выписки по счетам, налоговые декларации и иные документы (по желанию).

Конечно, лучше представить в комиссию максимально полный пакет документов, относящихся к спорной ситуации. Ведь только на основании всех данных комиссия сможет сформировать целостную картину и принять...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Особенности подачи регрессного иска

Что такое регресс и регрессное требование? Каковы его особенности? Почему право регресса лица, исполнившего обязательство (погасившего долг, возместившего вред), не зависит от существовавшего права кредитора, в адрес которого произведено исполнение? Каков срок исковой давности по регрессному требованию? Можно ли обратиться в суд с регрессным иском, если основное обязательство исполнено третьим лицом не полностью? Какие особенности подачи иска о взыскании в порядке регресса? Когда не получится защитить свои права с помощью регресса? Приводим образец иска о взыскании суммы возмещения в порядке регресса.

На что и как можно пожаловаться председателю суда

Бывают случаи, что судьи нарушают правила судебной процедуры, открыто демонстрируют свое неуважение к участникам процесса или же не скрывают своего благосклонного расположения к другой стороне судебного разбирательства. Для таких ситуаций не предусмотрено действенных процессуальных способов защиты прав сторон по делу.Решением проблемы может стать обращение к председателю суда. Он может помочь и в случаях нарушения судьями сроков размещения информации в Интернете. Справиться с этим в условиях действующего правового регулирования затруднительно, поскольку изготовление процессуальных актов (решений и определений) осуществляют судьи, а эффективные способы воздействия на них отсутствуют. Автор в своей юридической практике постоянно сталкивается с такими препятствиями и делится в статье опытом, когда и как может помочь обращение на имя председателя суда (приводя пример одного из таких обращений).

Новый порядок апелляционного обжалования по ГПК РФ

В апреле 2025 года в ГПК РФ внесли поправки, направленные на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных, а также частных жалоб в суд апелляционной инстанции. Рассматриваем пошагово ключевые изменения, которые вводятся в действующий процессуальный закон, регулирующий порядок отправления правосудия в судах общей юрисдикции. Приводим образцы заявлений в суд общей юрисдикции о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда, об исправлении недостатков апелляционной жалобы и об ускорении рассмотрения дела.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.