С недавнего времени заработал так называемый механизм реабилитации клиентов, которым банки отказали в обслуживании. Клиенты получили возможность обращения в специальный административный орган – Межведомственную комиссию при ЦБ РФ, которая анализирует их жалобы на банкиров и принимает обязательные для исполнения решения. Узнаем, как можно использовать этот механизм на практике.                                                     
                     
                    
                                            
    
Межведомственная комиссия
    
Порядок работы Межведомственной комиссии при ЦБ РФ (далее – комиссия) установлен в указании ЦБ РФ от 30.03.2018 № 4760-У (далее – Указание). Комиссия заседает под председательством зампреда ЦБ РФ (п. 2.2 Указания). В нее входят и другие сотрудники ЦБ РФ, а также представители Росфинмониторинга (п. 23 Указания). Такой представительный состав комиссии должен гарантировать объективность и учет всех обстоятельств каждой конфликтной ситуации.
Полномочия комиссии ограничены проверкой отказа банка в выполнении распоряжения о проведении операции или в открытии счета (п. 1.1 Указания). Например, банк может отказать клиенту в проведении платежа или в выдаче денег со счета, посчитав, что операция сомнительна.
По всем остальным спорным вопросам клиент может обратиться в суд или воспользоваться другими процедурами разрешения спора (например, медиацией). Предположим, банк отказывает клиенту в перевыпуске карты, прекращает или ограничивает дистанционное обслуживание или вводит другие ограничения. К подобным ситуациям Указание не применяется, и клиент может обратиться в суд.
     
    
Содержание заявления
    
Клиент, получивший от банка сообщение о невозможности устранить основания, по которым было принято решение об отказе в проведении операции или об отказе в открытии счета (далее – отрицательное решение), вправе обжаловать указанное решение в комиссию. В заявлении нужно указать информацию о(об):
- заявителе и банке;
 
- отрицательном решении;
 
- операции, в совершении которой было отказано;
 
- причинах отказа;
 
- обстоятельствах, при которых было получено отрицательное решение (по желанию).
 
Заявление в комиссию в первую очередь рассматривается на соответствие формальным параметрам: наличие стандартных сведений и комплектность приложений. Если по формальным требованиям заявление не пройдет, его оставят без рассмотрения. И тогда в комиссию придется обращаться повторно.
     
    
Прилагаемые документы
    
К заявлению нужно приложить:
- доверенность (если заявление подписывает представитель);
 
- отрицательное решение;
 
- сообщение о невозможности устранить основания, по которым было принято отрицательное решение;
 
- документы, которые были представлены в банк для разрешения ситуации (договоры, выписки и справки, письма от контрагентов, государственных и муниципальных органов, разрешительные документы и др.);
 
- бухгалтерскую отчетность, договоры с крупнейшими контрагентами, выписки по счетам, налоговые декларации и иные документы (по желанию).
 
Конечно, лучше представить в комиссию максимально полный пакет документов, относящихся к спорной ситуации. Ведь только на основании всех данных комиссия сможет сформировать целостную картину и принять...