Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приказ вступит в силу 1 сентября 2011 г. Однако ознакомиться с новыми требованиями необходимо уже сейчас. О том, что изменится в процедуре аттестации, какие обязанности будут возложены на работодателя и почему работодателю выгодно успеть аттестовать рабочие места по старым правилам, читайте в статье.
Давно ли вы у себя в компании проводили аттестацию рабочих мест на предмет условий труда? Именно таким, для многих руководителей неожиданным вопросом, могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. И неспроста – ведь речь идет об одной из полузабытых либо вообще игнорируемых работодателями обязанностей. Конечно, аттестацию проводят по определенным принципам и правилам. Более того, в самое ближайшее время вступят в действие новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда. Поэтому заблаговременно остановимся на данном вопросе более подробно.
Как известно, аттестацию проводят с целью оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные, а также опасные и особые производственные факторы.
Новый приказ – новые порядки
Минздравсоцразвития России своим приказом от 26.04.2011 № 342н утвердило новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что прежний порядок, который был утвержден приказом от 31.08.2007 № 569, в скором времени перестанет действовать.
Конкретные сроки уже известны: новый порядок аттестации рабочих мест решено ввести в действие с 1 сентября 2011 г. Соответственно, прежние правила аттестации с этой же даты утрачивают силу и более не применяются. По сути, они действовали ровно три года (с 1 сентября 2008 г.).
В новом Порядке аттестации особо отмечено: результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, действительны и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации (утверждения ее результатов).
Приказ № 342н распространяется практически на всех работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, например, адвокатов и нотариусов. Он регламентирует не только саму процедуру аттестации, но и порядок оформления ее результатов, а также их дальнейшее использование.
Новый порядок аттестации более соответствует современным реалиям и особенностям трудовых отношений. Например, в организациях малого бизнеса и микропредприятиях в состав аттестационной комиссии должен быть включен, помимо прочих, сторонний специалист по охране труда, привлекаемый по гражданско-правовому договору (п. 10 Порядка аттестации).
В пунктах 41 и 42 Порядка аттестации оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест (с меняющимися рабочими зонами), а также аттестации в случаях, когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение не свойственных ей функций.
Изменился подход к терминологии: если раньше рабочие места оценивались с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября 2011 года их будут проверять на предмет травмоопасности.
Как отмечают специалисты Минздравсоцразвития России, основная цель принятия нового порядка проведения аттестации рабочих мест – «сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте».
Что новенького?
Неизбежно возникает вопрос, что же изменилось по сравнению с прежним порядком? Общий анализ документа показывает, что кардинальных изменений почти нет. Порядок аттестации стал более понятным и конкретным.
Вот основные нововведения (изменения и дополнения):
- более подробно прописаны требования к аттестующей организации (на предмет зависимости и связанности с аттестуемым работодателем);
- уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);
- между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Установлено, что аттестацию проводит (т.е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;
- важное нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует получение работниками некоторых льгот, установленных ТК РФ;
- установлены сроки оформления результатов аттестации:
- 10 календарных дней – на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);
- 10 рабочих дней – на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под личную подпись с результатами аттестации их рабочих мест;
- 10 календарных дней – на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.
Вопросы времени
Сразу сделаем оговорку о периодичности проведения аттестации. Здесь мало что изменилось: сроки работодатель устанавливает, как и прежде, сам, исходя из правила о том, что каждое рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет. Данный срок отсчитывается с даты завершения последней аттестации.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка аттестации). Такая аттестация считается внеплановой. Причем это не единственная ситуация, когда она необходима. Остальные случаи перечислены в разделе VI Порядка аттестации (замена оборудования, изменение технологии производства и др.). Основной итог внеплановой аттестации – новые карты аттестации рабочих мест с учетом всех изменений и дополнений. Кстати, в порядке аттестации трехгодичной давности о внеплановой аттестации вообще ничего не сказано.
Немаловажно, что в новом Порядке аттестации более четко обозначен момент ее начала. Так, датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Готовь сани летом
Из перечисленных выше нововведений видно, что многие из них больше на руку именно работникам. В связи с этим работодателям есть смысл задуматься о проведении аттестации рабочих мест уже сейчас, летом, чтобы успеть сделать это согласно еще действующему порядку с более мягкими для компании правилами. И ближайшие пять лет можно будет лишний раз не беспокоиться на этот счет – порядок аттестации утратит силу, но ее результаты будут актуальны.
Главное – помнить: если результаты аттестации покажут, что на рабочих местах условия труда отвечают требованиям безопасности, компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ). Проще говоря, оплачивать труд персонала в повышенном размере или предоставлять иные компенсации не потребуется, так как аттестация не подтвердила либо не выявила тяжелый (вредный, опасный, особый) характер работ или условий труда.
С другой стороны, еще в 2006 году из текста статьи 147 ТК РФ исключено требование аттестации рабочих мест с целью установления доплат за вредные условия труда. Но практика показывает, что без аттестации в большинстве случаев не обойтись.
Показательный пример – постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 15.02.2010 по делу № А27-10227/2009. Его логика такова: если размер соответствующей доплаты не установлен федеральным или отраслевым нормативным актом, то организация может установить размер доплаты самостоятельно. Между тем основанием предоставления дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, служат в первую очередь результаты аттестации рабочих мест по условиям труда.
Действующими нормативными актами утвержден перечень производств и профессий, работа в которых дает право на получение лечебно-профилактического питания (приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н). В связи с этим работодатель не обязан производить аттестацию рабочих мест в целях установления наличия либо отсутствия особо вредных производственных факторов на рабочем месте и признавать условия труда особо вредными. К такому выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 по делу № А55-5612/2008.
Схожий вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 16.02.2011 № Ф09-11206/10-С2 по делу № А07-7194/2010. Он гласит: выплаты компенсации за действие вредных производственных факторов не поставлены в безусловную (!) зависимость от аттестации рабочих мест, а обусловлены лишь занятостью работника на работах с вредными условиями труда. Более того: отсутствие аттестации не означает, что вредных производственных факторов вообще нет либо они не превышают производственных нормативов.
Общий вывод примерно таков: осуществление доплат за вредные условия труда не зависит от наличия аттестации рабочих мест, так же как и отсутствие аттестации рабочих мест не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, доплаты и компенсации.
Трудовой кодекс – об аттестации
В ст. 209 ТК РФ сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В качестве одного из таких требований можно привести Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).
Таким образом, главная цель аттестации рабочих мест – создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно компенсировать (об этом далее в статье).
Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность (соответствие занимаемой должности). Последняя подразумевает оценку знаний и навыков работника той должности, на которой он находится.
Вообще установление порядка проведения аттестации рабочих мест отнесено ТК РФ к одному из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Именно так заявлено в ст. 210 ТК РФ.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда кодекс возлагает на работодателя. В ст. 212 ТК РФ приведен их исчерпывающий перечень. Одна из обязанностей – проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Порядок аттестации, который начнет действовать с 1 сентября 2011 года, подводит к тому, что не следует трактовать указанную обязанность буквально. Дело в том, что теперь работодатель будет больше заниматься организацией и обеспечением аттестации, чем непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной организации. С ней работодатель заключает гражданско-правовой договор. Как правило, это смешанный договор, объединяющий элементы договора подряда и возмездного оказания услуг.
Стороны заключили договор на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Исполнитель обязуется выполнить инструментальные измерения физических и химических факторов тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах заказчика с оформлением результатов измерения в виде официальных протоколов. Исполнитель составляет карты аттестации, ведомости и другие документы.
Во исполнение принятого на себя обязательства оплатить выполненную работу заказчик перечисляет исполнителю предоплату.
В соответствии с договором срок осуществления исполнителем действий по исполнению обязательств составляет три месяца с момента получения предоплаты (постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 № КГ-А40/11243-08 по делу № А40-14366/08-37-109).
Стороны заключили договор подряда, по условиям которого исполнитель обязался выполнить и сдать заказчику, а последний – принять и оплатить работы по теме «Проведение аттестации 20 рабочих мест на стеклозаводе заказчика».
Согласно договору содержание и объем работы в целом и по этапам определяются календарным планом, прилагаемым к договору и составляющим его неотъемлемую часть. По календарному плану первый этап работ заканчивается предоставлением исполнителем аннотации и акта приемки-сдачи работ по изучению, анализу профессий, подлежащих аттестации в соответствии с прилагаемым к договору списком рабочих мест, и измерению, оценке вредных и опасных факторов на рабочих местах в соответствии с действующей нормативной документацией.
В соглашении цена работ определена в твердой сумме со 100-процентной предоплатой каждого этапа в соответствии с календарным планом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.04.2004 № А11-7608/2003-К1-5/363).
Регионы рекомендуют
Вопросы законодательного регулирования порядка проведения аттестации рабочих мест отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере труда и прежде всего – Минздравсоцразвития России. Несмотря на это, региональные власти полностью не отстранены от вопросов аттестации рабочих мест в хозяйствующих субъектах на своей территории. Они занимаются организационными вопросами аттестации (ст. 216 ТК РФ).
Так, в Москве распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ утверждены «Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы». Документ хотя и давнишний и принят во исполнение уже не действующих постановлений Минтруда России, но продолжает действовать и не утратил своей актуальности. Ко всему прочему, в нем приведены формы документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.
Об ответственности
В действующих сейчас правилах аттестации рабочих мест почти ничего не сказано об ответственности. Понятно, что аттестация – это обязанность и головная боль прежде всего работодателя. А как же аттестующая организация?
Теперь в п. 52 нового Порядка аттестации указано: ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию лежит на работодателе. А вот ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит и на работодателе, и на аттестующей организации.
В КоАП РФ специальных норм о нарушениях, связанных с организацией и проведением аттестации рабочих мест, нет. Между тем такие нарушения полностью подпадают под общую ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
Назовем основные возможные нарушения:
- непроведение аттестации рабочих мест вообще;
- нарушение периодичности проведения;
- несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития России порядка проведения аттестации.
Указанная статья предусматривает следующие административные наказания: штраф для должностных лиц – от 1000 до 5000 рублей; для индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей либо аналогичное приостановление деятельности.
Споры о нарушениях в проведении аттестации рабочих мест либо о ее непроведении подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам. Судьи часто указывают на эту особенность (к примеру, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2006 № А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу № А74-72/06, от 26.08.2010 по делу № А10-591/2010).
Независимый оценщик
В новом Порядке аттестации более четко прописан статус аттестующей организации (пункт 5 документа). Согласно ему аттестующая организация – это аккредитованное юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее на основании гражданско-правового договора с работодателем:
- измерения и оценки;
- оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- оформление и подготовку отчета об аттестации.
Важная новация Приказа № 342н: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого она проводит аттестацию.
Напомним, что аффилированные лица – это юридические (и физические) лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Критерии аффилированности приведены в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Обычно на практике в роли аккредитованных аттестующих организаций выступают специализированные научно-испытательные лаборатории, центры, институты и т.п. Их услуги недешевы: стоимость работ по аттестации одного рабочего места в среднем колеблется в пределах от 1500 до 7000 рублей. Как видно, разброс большой. Это связано с тем, что на итоговые расценки влияет множество факторов.
Новый Порядок аттестации позволяет работодателю не ограничиваться сотрудничеством с какой-либо одной аттестующей организацией, а привлечь несколько. В этом случае работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, так и по видам работ, выполняемых ими.
При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации документы, подтверждающие ее аккредитацию. Прежде всего это аттестат и уведомление о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Такую аккредитацию выдает Минздравсоцразвития России.
Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.
Зона покрытия
По общему правилу аттестации подлежат все рабочие места. Исключение составляют рабочие места, на которых выполняются спасательные работы, тушение пожаров и т.п., то есть работа в условиях чрезвычайных ситуаций.
Здесь важно уточнить, что считается рабочим местом. Обобщенное определение содержится в ТК РФ, а в соответствии с ГОСТом 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» под рабочим местом понимается место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более двух часов непрерывно). При этом если работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.
Нередки ситуации, когда в результате текучки кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Поэтому аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать (определение ВС РФ от 19.11.2009 № 8-Впр09-9).
Важные выводы приведены в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу № А19-12414/09. Арбитры разъяснили: фактическое нахождение работника во вредных условиях подтверждает табель учета рабочего времени (форма № Т-13), который предусмотрен трудовым законодательством для учета фактически отработанного времени. Таким образом, выполнение работником трудовой функции, предусмотренной в трудовом договоре, на рабочем месте, аттестованном в соответствии с картами рабочих мест как рабочее место, подвергающееся вредному воздействию производственных факторов, подтверждает фактическое нахождение работника во вредных условиях, причем независимо от регистрации в журнале учета работ во вредных условиях труда.
Аттестационная комиссия может лишь в одном случае решить не проводить аттестацию – когда измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса во время ее проведения создают угрозу безопасности работников при выполнении ими основной работы или самих специалистов аттестующей организации. Такое решение оформляется письменно. Его подписывают все члены аттестационной комиссии.
В случае принятия такого решения условия труда на данных рабочих местах автоматически относят к опасным, хотя измерения и оценки не проводились. Как правило, это объективное понимание вредного (опасного) характера работы, с которым никто спорить не будет. Такие вредные условия труда не устранимы при современном техническом уровне производства и организации труда.
Права и обязанности
Как было отмечено ранее, в отличие от старого порядка аттестации в новом более четко очерчены обязанности сторон. Так, при проведении аттестации работодатель обязан содействовать аттестующей организации (предоставлять необходимую информацию и документы, давать по запросу разъяснения в устной и письменной форме по вопросам аттестации, запрашивать необходимые сведения у третьих лиц).
Само собой, со стороны работодателя недопустимы преднамеренные действия, направленные на сужение круга вопросов по аттестации, а также на сокрытие и ограничение доступа к информации и документам, которые могут иметь отношение к аттестации и запрошены аттестующей организацией.
При этом в Порядке аттестации особо отмечено, что работодатель имеет право не утверждать отчет об аттестации, если какие-либо документы по ней не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав комиссии.
В свою очередь аттестующая организация имеет полное право отказаться от проведения аттестации, если работодатель не представит нужные документы либо даст отказ.
ФСС идет навстречу
Пара слов о финансовой составляющей. Проведение аттестации рабочих мест позволяет получить от Фонда социального страхования РФ скидку (до 40%) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанную скидку ФСС РФ рассчитывает по специальной формуле. Один из ее ключевых показателей – уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя (коэффициент q1).
Согласно Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением ФСС России от 05.02.2002 № 11) уровнем проведения аттестации признается отношение числа рабочих мест, прошедших аттестацию, к их общему числу у страхователя. Интересно, что данный показатель не привязан к качественным результатам аттестации.
И самое главное в части ФСС РФ: аттестацию рабочих мест можно провести за счет фонда. На расходы, связанные с ней, можно уменьшить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Такая возможность предусмотрена п. 2 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 № 101н).
Итоги аттестации
Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест не могут и не должны лежать «мертвым грузом». Отложить их в «долгий ящик» было бы тоже неправильно. Ведь бремя и ответственность (вплоть до уголовной) за обеспечение безопасных условий труда с работодателя никто не снимет.
Неутешительные итоги аттестации вряд ли получится «замять», так как по новым правилам в аттестационной комиссии должен состоять профсоюзный либо иной представитель от работников. В любом случае, «раскачать» ситуацию могут как сами работники, так и трудовая инспекция.
Приведем основные моменты, с которыми в той или иной степени может столкнуться практически любой работодатель после аттестации:
- привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработка документации, закупка нового оборудования и др.);
- установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
- сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
- обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 03.04.2007 по делу № А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с тем, что необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью предприятие установило на основании аттестации конкретных рабочих мест;
- подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и (или) опасную работу;
- быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
- подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
- урегулировать с ФСС РФ вопрос об установлении скидки или надбавки к страховому тарифу;
- решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
- рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
- решать вопросы санитарно-бытового и медицинского обеспечения персонала;
- привести названия должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367);
- доказать обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств ФСС РФ.