Top.Mail.Ru
В современной компании поощрение сотрудников считается хорошим тоном, который позволяет еще и повысить производительность труда. Действительно, метод пряника зачастую намного эффективнее, чем метод кнута. Но далеко не всегда такое поощрение оформляется с соблюдением всех требований законодательства. Узнаем, что следует иметь в виду при поощрении работников, чтобы, во-первых, не вызвать конфликты внутри коллектива, а во-вторых, не получить вместо повышения мотивации повестку в суд.

Дисциплина труда подразумевает не только кнут, но и пряник. Причем порой эти «пряники» довольно заманчивы для работников, а их привлекательность может оказаться значимым стимулом для улучшения не только дисциплины, но и производительности труда. Однако, как это часто бывает, благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда. Как грамотно организовать поощрение труда, чтобы не вызвать в коллективе конфликты и судебные споры с работниками, читайте в статье.

Виды мотивации сотрудников

В Трудовом кодексе РФ нормам стимулирования труда отведена одна-единственная статья. В ч. 1 ст. 191 ТК РФ указано, что работодатель может поощрить работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, следующим образом:

  • объявить благодарность;
  • выдать премию;
  • наградить ценным подарком;
  • наградить почетной грамотой;
  • представить к званию «Лучший по профессии».

Перечень этот является открытым. Другими словами, работодатель имеет право устанавливать и иные виды поощрений сотрудников за труд. Но для этого они должны быть определены коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Кроме того, за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть даже представлены к государственным наградам (ч. 2 ст. 191 ТК РФ).

Обратите внимание: если в локальном нормативном акте определен четкий порядок применения поощрения с указанием показателей, за которые оно назначается, то работодатель обязан поощрить работника. Скажем, если в Положении о поощрении работников организации указано, что за выполнение производственного плана раньше срока работнику объявляется благодарность, работодатель должен это сделать. Вместе с тем не надо забывать, что для этого должны быть выполнены и другие обязательные условия.

Например, работодатели во внутренних документах нередко указывают, что «… работник, имеющий действующее дисциплинарное взыскание, не может быть представлен к поощрению». А значит, даже при выполнении требуемого условия, за которое объявляется благодарность, работник, у которого есть непогашенное дисциплинарное взыскание, не может быть поощрен таким образом.

К сведению

Запрета на поощрение работника, имеющего дисциплинарное взыскание, трудовое законодательство не содержит. Включать подобный пункт в локальный нормативный акт или нет, остается на усмотрение работодателя.

Благодарность, грамота, премия, ценный подарок… Как видите, работодатель может поощрить сотрудника не только материально, но и морально. Причем законодательство не ограничивает его в этом праве. Говоря о поощрении, в первую очередь вспоминается именно премия. Действительно, чаще всего руководство прибегает к материальной благодарности работника за его результативный труд и добросовестное соблюдение дисциплины. Премии могут быть как единовременными, так и регулярными. Единовременные должны быть приурочены к какому-то событию или факту, например, к юбилею сотрудника или круглой дате непрерывной работы в данной организации или полагаться за достижение определенных показателей в работе. Регулярные премии могут быть ежемесячными, ежеквартальными, годовым или по итогам определенной работы или проекта. Размер их может быть как фиксированным, так и исчисляться в процентах от оклада или, скажем, выполненного объема работ.

Работодатель может устраивать конкурсы среди сотрудников и их детей, заносить отличившихся на доску почета, вручать памятные знаки отличия, предоставлять путевки в санатории или на курорт, направлять работников на обучение или выбрать любой другой из множества возможных способов, который покажется ему подходящим, исходя, конечно, из финансовых возможностей.

К сведению

Важно также иметь в виду, что руководство может принять решение о поощрении работника и без конкретных показателей, при достижении которых он будет поощрен.

Не менее важно и то, что поощрение применяется работодателем самостоятельно, т.е. ему не надо согласовывать мотивацию сотрудников с кем бы то ни было – профсоюзом или другими организациями. Причем администрация может применить к работнику не только один из установленных в компании видов поощрений, но и несколько одновременно, как правило, различных – материального и нематериального характера. Например, менеджеру, перевыполнившему план продаж по итогам года, можно не только объявить благодарность в присутствии всего коллектива с вручением благодарственного письма, но и выплатить премию.

Принимаем локальный нормативный акт

Как же правильно зафиксировать нормы и положения о стимулировании работников компании? Как было отмечено выше, процедуру поощрения сотрудников следует подробно прописать в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (в том числе в правилах внутреннего трудового распорядка). Если мы говорим о ЛНА, то сделать это можно:

  • в отдельном документе, посвященном только вопросам поощрения, например, в Положении о поощрении работников (материальном стимулировании, поощрении и пр.), в котором будут регламентированы вопросы материального и нематериального поощрения;
  • в нескольких локальных нормативных актах, например, выделить премированию раздел в Положении об оплате труда или принять отдельное Положение о премировании работников, а также утвердить Положение о нематериальном поощрении работников.

К сведению

Надо иметь в виду, что Положение о премировании (или Положение об оплате труда) может быть частью коллективного договора, как приложение, и в этом случае оно не будет являться локальным нормативным актом, а следовательно, порядок принятия у него будет такой же, как и у коллективного договора.

Здесь работодателям, пожалуй, стоит обратить внимание на два момента.

Первый заключается в следующем. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ любые стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и др.) являются частью заработной платы. Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Кроме того, локальные нормативные акты, содержащие нормы оплаты труда, должны быть приняты с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ). А вот Положение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что говорят суды о годовых премиях

В декабре многие компании выплачивают работникам 13-ю зарплату. Годовая премия ТК РФ не предусмотрена. Ее размер и правила выплаты устанавливает работодатель в своем ЛНА. Как показывает практика, далеко не все ситуации можно регламентировать в Положении о премировании, из-за чего нередко возникают конфликты с работниками. Рассказываем, что думает суд об обязанности работодателя выплачивать годовую премию уволенному сотруднику, об учете времени вынужденного прогула при расчете премии, а также об условиях соглашения о расторжении трудового договора и размере премии.

Применение полиграфа в работе

Рассказываем, что такое полиграф, как проходит на нем исследование, а также как законодательно регламентируется его использование, какие существуют риски и ограничения его применения в трудовых и связанных с ними отношениях. На примерах показываем, когда можно использовать полиграф и какие нюансы необходимо учитывать, например, при проверке соискателя при приеме на работу или необходимости выявить виновника хищения либо оценить коррупционную составляющую. Предлагаем образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Трудовые отношения при смене владельца бизнеса

Что делать с работниками при смене собственника организации или ИП? Рассматриваем разные варианты: смена участников ООО; ИП отходит от дел и продает весь бизнес другому предпринимателю; ООО продает одно направление бизнеса или филиал в одном из городов; ООО объединяет две разные организации. Всегда ли можно увольнять работников и по какой статье? Есть ли исключения? Как оформляется перевод сотрудников на постоянную работу в новую организацию? Какие сроки необходимо соблюдать? Как учитывать различные уровни зарплат?

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Как вернуть судебную пошлину: пошаговая инструкция

Многие компании сталкиваются с необходимостью вернуть пошлину, уплаченную в связи с рассмотрением дела в суде. Например, когда организация сама переплатила пошлину или суд вернул заявление либо прекратил производство по делу. Получить ранее уплаченные деньги совсем не так сложно, как представляют себе многие юристы. Сделать это можно всего в три шага. Расскажем, какие документы получить в суде, нужно ли собирать копии платежек, а также приведем образец заполнения заявления в налоговую инспекцию на возврат пошлины.