Любой человек, в том числе инвалид, имеет право на труд. Однако трудоустроиться людям с ограниченными возможностями по вполне понятным причинам куда сложнее, чем другим гражданам. Прекрасно осознавая этот факт, законодатель предусмотрел такой механизм, как квотирование рабочих мест для инвалидов. Его суть заключается в том, что для организаций, численность работников которых превышает 100 человек, региональные власти вводят определенный процент рабочих мест для инвалидов. Как же работает данный механизм?
Несмотря на нарушения здоровья, инвалидам так же, как и остальным людям, необходимо питаться, одеваться и проводить досуг. На все это требуются, как известно, немалые средства. Так почему же в настоящее время не все инвалиды могут трудиться? Каким образом государство способствует трудоустройству инвалидов в нашей стране? Что предпринимают для этого работодатели? Какова ответственность за нарушение законодательства в области занятости инвалидов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой статье.
Закон определяет инвалидов как лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью 1. Трудовая деятельность для инвалидов имеет некоторые ограничения по сравнению с другими работниками.
Еще в 1993 г. на международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Они провозглашали соблюдение принципа, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Причем как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда 2. Руководствуясь данными Правилами, государствам следует поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов и пр.
В 2006 г. Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов 3, в ст. 27 которой установлена обязанность государств обеспечивать и поощрять реализацию прав на труд инвалидов путем принятия в законодательном порядке мер, направленных на запрет дискриминации по признаку инвалидности, защиту прав инвалидов наравне с другими, стимулирование их найма в частном секторе и т.д.
Исходя из установленных принципов главным для государств в области труда и занятости инвалидов является реализация их права на труд наравне с другими. Поэтому странам – участникам ООН надлежит принять ряд мер, направленных на предоставление возможности инвалидам работать без какой-либо дискриминации в благоприятных условиях труда, наравне с другими гражданами. Россия не является исключением.
Квотирование рабочих мест
Законом установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%) 4.
Каждый субъект РФ, следуя установленным нормам федерального законодательства, самостоятельно устанавливает квоту, действующую именно в этом субъекте. Так, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон г. Москвы) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, среди которых 2% – для трудоустройства инвалидов.
При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
Таким образом, организации, отвечающие требованиям ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы, а именно – осуществляющие деятельность на...