Чтобы сотрудники выполняли свою работу наиболее эффективно, многие компании внедряют систему доплат, надбавок, премий и т.п. Словом, устанавливают различные стимулирующие выплаты. Практика показывает, что внедрение подобных систем зачастую происходит с нарушением закона, а производительность труда остается на прежнем уровне. Выясним, какие законодательные требования необходимо учесть и как «выжать» из стимулирующих выплат максимальный эффект.

В статье мы обсудим меры стимулирующего характера, включающие надбавки, доплаты и премии, являющиеся частью системы оплаты труда работников предприятия. Изучим, где и как грамотно зафиксировать полагающиеся различным работникам выплаты, чтобы не было споров и конфликтов. А также рассмотрим, как отразить их размер или порядок расчета, чтобы, если ­понадобится, можно было бы несложным способом их отменить.

В целях грамотного построения системы мотивации на предприятии работодатели часто внедряют систему доплат, надбавок, премий, бонусов и всего того, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 129 ТК РФ составляет понятие «заработной платы». Напомним, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий ­выполняемой работы, а также

  • компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты ­компенсационного характера;
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Чтобы понять, как правильно назвать конкретную выплату – доплатой или надбавкой, можно обратиться к действующему постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175 «Об утверждении Перечня доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, на которые начисляются премии за результаты хозяйственной деятельности в ­производственных отраслях народного хозяйства» 1.

Рассмотрим варианты внедрения систем выплат стимулирующего характера, которые осуществляются наряду с окладом (должностным окладом), в зависимости от целей и средств работодателя 2. Традиционно ­выплаты подразделяются на следующие:

  • за интенсивность и высокие результаты работы,
  • за выслугу лет и стаж непрерывной работы,
  • за качество выполняемой работы.

На практике встречаются и иные виды стимулирующих выплат, например, за здоровый образ жизни, профессиональное развитие и пр.

Следует отметить, что наравне с системой материального стимулирования весьма полезным будет предусмотреть при возможности и альтернативный (дополнительный) вариант нематериального стимулирования, который преследует несколько целей. С одной стороны, нематериальная стимуляция позволит сэкономить средства, с другой – даст возможность «отблагодарить» те отделы и тех работников, в отношении которых не предусмотрены большие фонды оплаты труда.

Устанавливаем грамотно

Для установления выплаты стимулирующего характера необходимо осуществить ряд действий.

Шаг 1. Внести в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) условие о возможности применения на предприятии подобных выплат, определенных в локальных нормативных актах организации (Пример 1). В данном случае каждый работник при приеме на работу и ознакомлении с ПВТР будет знать, что такая система существует на предприятии.

Пример 1. Фрагмент Правил внутреннего трудового распорядка

5. Поощрения и иные виды стимулирования за успехи в работе

5.1. За добросовестное исполнение работником трудовых обязанностей применяются следующие виды поощрений и иных мер стимулирующего характера:

  • объявление благодарности,
  • выплата надбавок / доплат,
  • выплата премии,
  • награждение ценным подарком,
  • постановка в резерв для вертикальной ротации кадров.

5.2. К работнику могут быть одновременно применены меры материального и морального поощрения. Применяемые меры поощрения объявляются посредством ­издания приказа.

5.3. Начисление и выплата премий, надбавок и доплат производятся на Предприятии в соответствии с «Положением об оплате труда», утверждаемым генеральным ­директором Предприятия.

5.4. Порядок применения поощрений может быть урегулирован отдельным ­локальным нормативным актом Предприятия.

Шаг 2. Разработать алгоритм расчета размера выплат в зависимости от установленных работодателем параметров. Прописать этот порядок в локальном нормативном акте, который следует принять в соответствии с требованиями трудового законодательства, ­например, ­утвердить ­приказом и ознакомить с ним работников под личную ­подпись 3.

Шаг 3. Внести в трудовые договоры с работниками изменения, связанные с указанием на возможность получить стимулирующие выплаты. Это необходимо сделать для того, чтобы закрепить обязательства работодателя перед сотрудниками в документе, который хранится ­непосредственно у самого работника.

К сведению

Чтобы учесть затраты на премии, доплаты и надбавки стимулирующего характера в составе расходов на оплату труда, необходимо предусмотреть эти выплаты в трудовых и / или коллективном договорах (п. 1 ст. 255 НК РФ). Иначе придется выплачивать премии за счет чистой прибыли компании (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Однако имейте в виду, что на практике в большинстве случаев типовой трудовой договор уже содержит ссылки на возможность премирования и иного материального стимулирования. Этого вполне достаточно, чтобы условия трудового договора считались соответствующими требованиям трудового законодательства, не содержащего обязанность описывать конкретные размеры премий, доплат, надбавок и частоту выплат (при наличии ссылки на локальный нормативный акт, в котором ­устанавливаются условия, порядок и сроки таких выплат).

Представляем универсальный пример указания в типовом трудовом договоре возможности стимулирующих выплат (Пример 2).

Пример 2. Фрагмент трудового договора с работником

3. Оплата труда

3.1. Работнику устанавливается оклад в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в месяц.

3.2. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также локальных нормативных актов Работодатель может производить дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе выплачивать денежную премию, надбавку за стаж работы, иные надбавки и доплаты, осуществлять оплату добровольного медицинского страхования и другие выплаты, предусмотренные ­действующими в Обществе «Положением об оплате труда», «Положением о премировании».

3.3. Выплата заработной платы производится путем перечисления причитающихся Работнику сумм на его банковский счет, открытый Работнику в банке, в сроки, установленные в действующих в Обществе «Правилах внутреннего трудового распорядка».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правовые основы оформления графика отпусков

Скоро декабрь – месяц утверждения графиков отпусков. Рассматриваем заблаговременно 8 вопросов, которые чаще всего возникают в связи с его составлением. В частности, какая форма может использоваться, в какой последовательности надо располагать сотрудников, как указывать отпуск (достаточно ли написать только месяц или нужны точные даты), надо ли руководствоваться пожеланиями работников при выборе дат отпуска (в т.ч. можно ли не планировать отпуска на неудобные для работодателя месяцы вообще), как делить отпуск на части (в т.ч. можно ли планировать отпуска только на выходные), как учитывать в графике совместителей и новых сотрудников, а также отгулы, возможно ли доказать дискриминацию при распределении отпусков и разделении их на части. Опираемся на действующие правовые нормы, а также разъяснения чиновников.

Численность работников: списочная, среднесписочная и средняя

Для получения льгот и оформления мер господдержки, подачи отчетности, выбора режима налогообложения, регулирования штата сотрудников и пр. компании может понадобиться среднее количество сотрудников за месяц. Поймете, чем отличается среднесписочная численность работников от средней и списочной, а также когда и какой показатель потребуется. На примерах показываем, как их рассчитать за разные периоды (месяц, квартал, год), в том числе неполные, кого исключить из подсчета, а кого, напротив, включить. Делаем акцент на ситуации, когда показатель численности может привлечь внимание проверяющих.

Как не допустить конфликт интересов

Выясняем, что такое конфликт интересов, каких работников и компаний он может касаться, как должен быть установлен во внутренних документах организации, при каких условиях наступает и как доказывается, в каком случае можно уволить работника по причине непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Приводим образцы формулировок трудового договора о неразглашении коммерческой тайны, положения о конфликте интересов (с формой уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов), а также приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания за несоблюдение требований о предотвращении конфликта интересов.

Пожарная безопасность по-новому

С 01.09.2025 начал действовать новый порядок обучения пожарной безопасности. Читайте, на какие нововведения необходимо обратить внимание, а также какие документы следует скорректировать. Рассказываем, кого необходимо обучать мерам пожарной безопасности (только штатных специалистов или остальных тоже); кому достаточно пройти инструктаж, а кому – дополнительное профообразование; любой ли работник может быть назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности и проводить противопожарные инструктажи в организации; относятся ли требования по обучению к ИП; какова периодичность проведения инструктажей; какую ответственность несет работодатель (должностное лицо, организация, ИП) за нарушение требований пожарной безопасности и пр.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Как вернуть судебную пошлину: пошаговая инструкция

Многие компании сталкиваются с необходимостью вернуть пошлину, уплаченную в связи с рассмотрением дела в суде. Например, когда организация сама переплатила пошлину или суд вернул заявление либо прекратил производство по делу. Получить ранее уплаченные деньги совсем не так сложно, как представляют себе многие юристы. Сделать это можно всего в три шага. Расскажем, какие документы получить в суде, нужно ли собирать копии платежек, а также приведем образец заполнения заявления в налоговую инспекцию на возврат пошлины.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.