Обязанность проводить специальную оценку труда была введена почти полтора года назад. Однако на практике по-прежнему возникает масса вопросов, касающихся этой процедуры. Как подготовиться к спецоценке, кого включить в комиссию по ее проведению, на что обратить внимание при составлении перечня рабочих мест, какие действия следует предпринять после проведения спецоценки, как ознакомить работников с ее результатами? Ответим на эти и многие другие вопросы.
C 1 января 2015 г. ужесточились меры ответственности работодателей за нарушения в сфере охраны труда. В частности, в КоАП РФ появилась ст. 5.27.1, предусматривающая ответственность не только за нарушение государственных нормативных требований охраны труда вообще, но и за конкретные нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (далее – спецоценка) на рабочих местах или за ее не проведение. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц до 10 000 руб.; на компании – до 80 000 руб. Чтобы избежать штрафов, необходимо точно следовать трудовому законодательству при проведении спецоценки. Рассмотрим, как это сделать.
Конституцией РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для обеспечения данного права в ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить спецоценку условий труда.
Более года назад был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Напомним, что ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест регулировался подзаконным актом – приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н).
Готовимся к спецоценке
Шаг 1. Формируем комиссию по проведению специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализирующейся на этом организацией (ст. 8 Закона № 426-ФЗ). В рамках своих обязанностей работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, а также утверждает график ее проведения (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
При формировании комиссии нужно соблюдать следующие правила:
- число ее членов должно быть нечетным;
- комиссию возглавляет работодатель или его представитель;
- состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением);
- в состав комиссии включаются:
1) представители работодателя (в том числе специалист по охране труда),
2) представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
Как видите, состав комиссии, проводящей спецоценку условий труда, иной, нежели комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест. Теперь в нее не входят представители (эксперты) организации, проводящей спецоценку условий труда. Если специалиста по охране труда в штате нет, то нужно привлечь его со стороны, заключив гражданско-правовой договор для осуществления функций службы охраны труда на время проведения спецоценки.
О создании комиссии работодателю следует издать приказ (Пример 1).
Шаг 2. Составляем перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке
Как видно из приказа (см. Пример 1), комиссия до начала выполнения работ по спецоценке должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка. Для этого следует определить, в отношении каких рабочих мест она нужна.
Иногда руководители компаний думают, что проведение спецоценки не является обязательным. Рассмотрим, в каких случаях можно не проводить спецоценку.
1. В ст. 27 Закона № 426-ФЗ указано, что если компания проводила аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации.
Однако, несмотря на подобное исключение, в некоторых случаях необходимо провести внеплановую спецоценку условий труда (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Это:
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными нарушениями;
- изменение технологического процесса, замена оборудования;
- изменение состава применяемых материалов или сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профессиональное заболевание;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников.
Обратите внимание, что теперь работник не может выдвинуть требование о проведении спецоценки, тогда как ранее порядок проведения аттестации, утвержденный Приказом № 342н, предусматривал такую возможность.
Как видите, в перечисленных ситуациях спецоценку придется провести даже при наличии аттестации рабочих мест. Законом № 426-ФЗ определен срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка, – 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.
2. Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников не проводится. При этом условия о надомной и дистанционной работе должны быть отражены в трудовых договорах и должностных инструкциях (при их наличии).
3. Также не проводится спецоценка рабочих мест сотрудников, трудящихся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Все иные рабочие места подлежат спецоценке. Нередко у работодателей возникает вопрос, подлежат ли спецоценке рабочие места офисных работников. Ранее п. 4 Приказа № 342н позволял не проводить аттестацию рабочих мест, где сотрудники были заняты исключительно работой на компьютерах. Теперь Закон № 426-ФЗ не делает для данных рабочих мест исключений в обязательности проведения спецоценки. Таким образом, если в организации не проводилась аттестация рабочих мест и нет ни надомников, ни дистанционных работников, то все рабочие места подлежат спецоценке.
Обратите внимание на особенности составления перечня в отношении некоторых категорий рабочих мест. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.
Согласно ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые:
- расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;
- оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
- обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
А также на которых сотрудники:
- работают по одной и той же профессии (должности, специальности);
- выполняют одинаковые трудовые функции;
- трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;
- осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;
- используют одинаковое производственное оборудование и т.д.
Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки