Как проводить медосмотры работников и что делать по их результатам

Медицинские осмотры своих сотрудников проводят многие компании. Но далеко не все делают это в строгом соответствии с законом. Расскажем, как выбрать медицинскую организацию, сформировать список сотрудников и оформить их направление на осмотр, а главное – ​что предпринять по результатам этого мероприятия.

Проведение медицинских осмотров работников является обязанностью работодателя. Сотрудники, в свою очередь, не вправе отказаться проходить медосмотры, если они проводятся в соответствии с требованиями законодательства. Посмотрим, что должен сделать работодатель для направления работника на медосмотры и после их проведения, чтобы соблюсти ТК РФ.

Работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медосмотры. Делается это для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Кроме того, в соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники могут проходить и внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

Таким образом, ТК РФ предусматривает три вида медицинских осмотров: предварительные, периодические и внеочередные.

При предварительном осмотре к врачам отправляется еще не работник, а только кандидат на замещение вакантной должности (профессии), конкретную работу. Работодателю необходимо выяснить, пригоден ли соискатель по состоянию здоровья к работе по вакансии. Если состояние здоровья соискателя не позволит ему приступить к работе, работодатель вправе отказать в приеме в связи с несоответствием состояния здоровья соискателя предъявляемым к нему требованиям. Каких-либо дополнительных процедур в данном случае инициировать не нужно, так как соискатель еще не является работником и его единственным правом является право на получение мотивированного письменного отказа с последующей возможностью обжалования отказа в суде.

При проведении периодического или внеочередного медицинского осмотра на осмотр направляются уже работники. Это, несомненно, налагает на работодателя дополнительные обязательства и предполагает, что работники могут оказаться неспособными к выполнению работы по занимаемым должностям (профессиям). В этом случае работодателю придется решать вопрос о возможном изменении трудовых отношений с работником либо вовсе о прекращении трудового договора.

Процедура направления работников на медицинский осмотр

Итак, рассмотрим подробнее алгоритм действий работодателя при направлении работников на периодические медицинские осмотры. Отметим, что направление на внеочередные осмотры по процедуре аналогично, различаются лишь поводы к их проведению: при периодических – осмотры проводятся по графику, при внеочередных – по необходимости.

1. Формирование списков работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

2. Выбор медицинской организации, имеющей право проводить медицинские осмотры работников. Заключение соответствующего договора с медицинской организацией.

3. Прохождение работниками медицинских осмотров. Направление работников осуществляется путем издания приказов с указанием сроков проведения медицинских осмотров, наименования и адреса медицинской организации, куда направляются работники.

4. Получение медицинских заключений о состоянии здоровья работников.

5. Рассмотрение результатов проведенных медицинских осмотров. Принятие решений по итогам осмотров.

Формируем списки работников

Формирование списков работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, осуществляется на основании действующего законодательства.

Периодическим медосмотрам подлежат работники, указанные в ст. 213 (вредные и опасные условия труда, движение транспорта, пищевая промышленность, общественное питание и др.), 266 (несовершеннолетние), 348.3 (спортсмены) ТК РФ. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Перечни и Порядок).

Работодателю следует свериться с результатами спецоценки рабочих мест по условиям труда и вышеуказанными Перечнями для формирования списков лиц, направляемых на медицинский осмотр. Следует помнить, что, согласно п. 23 Порядка, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков. Они разрабатываются с учетом контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных / опасных производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнями. Эти списки составляются и утверждаются работодателем и направляются им в медорганизацию не позднее чем за два месяца до согласованной с ней датой начала проведения периодического осмотра.

Обратите внимание: частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ и не должна быть реже указанной в Перечнях (п. 15, 16 Порядка).

Выбираем медорганизацию

При выборе медицинской организации следует учитывать установленные требования (п. 4 Порядка). В частности, она должна иметь лицензию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Работодатель заключает с медицинской организацией соответствующий договор на проведение медосмотров. Медицинские карты работников, содержащие сведения о проведенных осмотрах, хранятся в медорганизации. Если же работодатель решит ее сменить, то по письменному запросу она должна передать по описи карты работников в ту организацию, с которой работодатель в настоящий момент заключил соответствующий договор (п. 10.1, 36 Порядка).

Направляем на медосмотры

Направление на медицинские осмотры оформляется в письменном виде. Перед проведением периодического осмотра работодатель обязан вручить работнику направление, оформленное в соответствии с п. 8 Порядка (Пример 1). Причем работодатель должен обеспечить учет выданных направлений (например, в журнале учета, см. Пример 2).

Выбрать дату, когда работник направляется на медосмотр, нужно исходя из календарного плана проведения периодического осмотра, который был составлен и утвержден совместно с медорганизацией. Причем работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников с календарным планом (п. 25 и 26 Порядка). Ознакомление следует проводить в письменном виде, работники могут расписаться в листе ознакомления, журнале или можно выбрать иной удобный вариант фиксации факта ознакомления работников с документом.

Пример 1. Направление работника на медосмотр

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если работник согласен возместить ущерб добровольно

За причиненный работодателю прямой действительный ущерб работник несет материальную ответственность. Работодатели ошибочно полагают, что достаточно заключить с сотрудником соглашение по поводу порядка и условий возмещения ущерба. Однако не стоит забывать о необходимости соблюдения всей процедуры привлечения к материальной ответственности. Анализ судебной практики показывает, что даже при подписанном соглашении, суды могут встать на сторону работника. Рассказываем про особенности заключения и исполнения соглашения о добровольном возмещении ущерба, чем оно удобно для работодателя, какие он несет риски и как их избежать. И, конечно, приводим образец такого соглашения.

Когда правильно говорить: избран, назначен, утвержден или принят

Практика показывает, что далеко не всегда работодатель понимает, какой термин нужно использовать в документах при трудоустройстве лица в качестве руководителя: «избран», «назначен», «утвержден» или «принят»? В разных нормативных правовых актах используется своя терминология. Так как выйти из ситуации, когда юрист настаивает, что в корпоративных документах нужно писать «избран», специалист по кадрам пишет в кадровых документах – ​«назначен», а владелец бизнеса настаивает на «утвержден», при этом сам генеральный директор указывает в приказе в отношении себя «принят»?

Уважительные причины для восстановления срока на обращение работника в суд

Работник может обратиться в суд с иском к работодателю в довольно короткий период времени. Законодательство дает ему право ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Расскажем, какие причины суд может признать уважительными, а какие нет, какого рода доказательства обычно принимаются во внимание. Работодателю важно знать, когда суд пойдет навстречу работнику, если он пропустил срок обращения в суд с иском. Например, если первоначально обратился в ГИТ или прокуратуру; ошибся с конкретным судом, в который подал документы или не мог подать иск из-за локдауна. Отметим как причины, которые суд признает уважительными, так и те, которые, по мнению суда, таковыми не являются.

Какие нарушения трудового законодательства допускают работодатели в период пандемии

С весны 2020 года все сферы жизни затронула пандемия коронавируса. Многие эксперты полагают, что она с нами надолго. Довольно серьезно она повлияла и на структуру трудовых отношений. В условиях «нерабочих оплачиваемых дней» компании пытались выжить, как могли. Не удивительно, что мало кому удалось и полностью сохранить штат компании, заработную плату, и соблюсти все требования, связанные с защитными мерами от ковида. Отголоски «коронавирусных» нарушений слышны до сих пор. Суды заполнены исками от обиженных работников. Рассмотрим наиболее часто возникающие нарушения в сфере труда, актуальные на данный момент. Благодаря им вы сможете что-то исправить до прихода проверяющих и споров с работниками.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.

Девять ответов на вопросы о предложении вакантных должностей

Законодательство предусматривает несколько случаев, когда работодатель обязан предложить сотруднику имеющиеся у него вакантные должности. Такое происходит, в частности, при сокращении штата, восстановлении на работе предыдущего сотрудника, дисквалификации. При предложении вакантных должностей у компаний возникает немало вопросов. Ответим на наиболее распространенные из них.