Top.Mail.Ru

Как обжаловать итоги проверки трудовой инспекции

Редкий проверяющий уходит из компании, не обнаружив никаких нарушений. И проверки трудовой инспекции не исключение. При этом организации зачастую не соглашаются с фактами и выводами, которые излагаются в документах, составляемых по итогам проверки. Узнаем, как и в какие сроки можно обжаловать результаты проверки или действия проверяющих и куда подавать жалобы и возражения.

Какие действия нужно предпринять работодателю, если он не согласен с результатами проверки или действиями инспектора по труду? В каком порядке работодатель может их обжаловать и в какие сроки? Рассмотрим довольно распространенный случай, когда инспектор труда в ходе проверки выявил нарушения и привлек работодателя и должностных лиц к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

Напомним, что по итогам проверки государственной инспекции труда (ГИТ) составляются документы:

  • акт проверки, в котором фиксируется предмет проверки, ее основание, сроки проведения, а также выявленные нарушения в области трудового законодательства и законодательства об охране труда;
  • предписание об устранении выявленных нарушений, в котором содержится перечень выявленных нарушений со сроками их устранения; оно составляется одновременно с актом проверки;
  • протокол об административном правонарушении оформляется, если за выявленные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ;
  • постановление о назначении административного наказания составляется вместе с протоколом об административном правонарушении с указанием административного наказания за выявленные нарушения.

К сведению

К административной ответственности может быть привлечен как работодатель – юридическое лицо, так и должностные лица работодателя, разумеется, в случае признания их вины в административном правонарушении.

Так или иначе, закон предоставляет работодателю и должностным лицам право отреагировать на не удовлетворяющие их результаты проверки государственной инспекции труда. Рассмотрим по порядку, каким образом работодатель может оформить свои возражения.

Возражения к акту проверки и предписанию

Работодатель может быть не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, по сути, обязывающим устранить нарушения. В течение 15 дней с даты получения акта проверки он должен представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и / или выданного предписания в целом либо его отдельных положений. К возражениям необходимо приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность таких возражений 1.

Руководитель (или его заместитель) территориального органа Роструда рассматривает их в течение 10 рабочих дней и выносит письменное решение, которое доводится до сведения работодателя в течение 3 дней после его вынесения.

К сведению

Внесение возражений к акту проверки и / или предписанию не ограничивает права работодателя на обжалование действий и решений инспектора по труду, проводившего проверку, в порядке, установленном общими нормами действующего законодательства и Административным регламентом.

Зачастую работодатели жалуются и обвиняют инспекторов по труду в предвзятости при проведении проверок. Хотя такое недоверие к проверяющим часто связано с незнанием общих норм закона и неуважением к трудовому законодательству в целом. Конечно, бывает, что инспекторы в своей работе не учитывают малозначительность выявленных нарушений и иные факторы и привлекают работодателей к административной ответственности за все выявленные нарушения «по полной программе». К слову сказать, с недавнего времени участилась практика привлечения работодателей к ответственности за выявленные нарушения трудового законодательства в отношении каждого работника. То есть, к примеру, если работодатель в нарушение закона заключил с работниками не трудовой, а гражданско-правовой договор (договор оказания услуг или подряда), при том, что все признаки трудового договора были налицо, то он понесет административную ответственность за заключение каждого такого договора, а не за одно нарушение в целом. Но все же, как правило, инспекторы по труду выявляют нарушения трудового законодательства, когда они действительно есть, связаны с нарушением основных прав работника и носят серьезный характер.

Поэтому если работодатель получил акт и предписание от инспектора по труду по результатам проверки, ему следует отнестись к данным документам ответственно. Предписание подлежит обязательному исполнению в установленные в нем сроки. То есть работодатель в указанный в предписании срок должен устранить выявленные нарушения и сообщить об этом инспектору по труду (лучше в письменном виде). Тот, в свою очередь, держит на контроле исполнение предписания. И если работодатель его не выполнит, то возможно привлечение к ответственности в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1-го года до 3-х лет), на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 23 ст.19.5 КоАП РФ).

Приведем образец такого ответа.

Пример 1. Сообщение о выполнении предписания

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как суд реагирует на технические ошибки в кадровых документах

Не секрет, что описки, опечатки, неверные даты и номера, пропуски слов или, наоборот, лишние слова частенько встречаются в кадровых документах. Проанализируем, как суд на них реагирует, в частности, когда согласится, что ошибка не смысловая, а техническая. Рассказываем, какие аргументы использовали работники, пытаясь истолковать допущенные работодателями ошибки в документах в свою пользу, и когда суды их принимали. Даем рекомендации работодателю, как доказать свою позицию в случае технических ошибок в кадровых документах; а также каких ошибок следует избегать, поскольку суд, скорее всего, воспримет их как доказательство халатности работодателя.

Автоматизируем оформление командировок

Автор делится наработками своей компании по оформлению командировок в электронном виде: от подачи заявки на командировку и ее обеспечение, издания приказа и до составления отчетов (авансового и о командировке). Алгоритм работы объясняется пошагово, в деталях (с таблицей и схемами). Даются советы, что можно перевести в электронный вид (часть процесса идет в «1С:», другая – в СЭД), какие плюсы это дает. Приведены примеры оформления конкретных документов.

Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников

Когда может возникнуть конфликт интересов и что он из себя представляет? Куда должны входить нормы о конфликте интересов? Можно ли их включать в договоры с работниками и ЛНА? Когда можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие сотрудником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к сотруднику со стороны работодателя? Можно ли избрать другой способ для наказания провинившегося сотрудника? А запретить работу в конкурирующей организации? Предлагаем формулировки для трудовых и гражданско-правовых договоров.

Ответственность работодателя за имущество работника

Показываем на примерах из судебной практики, когда суд в вопросах возмещения причиненного вещам сотрудника вреда встанет на сторону работодателя, а когда, наоборот, поддержит работника; когда взыщет полный размер ущерба, а когда – ​только часть. Узнаете, может ли работник (в том числе генеральный директор) заявить о возмещении денежных сумм, потраченных им на нужды компании. Статья полезна как работодателям (надо знать, как защитить свои интересы при заявлении сотрудниками претензий и исков о возмещении ущерба), так и самим работникам (чтобы быть в курсе сложностей доказывания и заранее взвешивать все «за» и «против» предъявления работодателю требований).

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.