Апелляционная жалоба и возражение на нее в трудовом споре

Практика показывает, что трудовые конфликты даже в маленьких компаниях происходят с пугающей регулярностью. Поэтому юристы и руководители должны иметь глубокие правовые знания в этой сфере. Иначе принять оперативное и правильное решение в условиях спора с работником будет просто невозможно. Мы уже рассказывали, как действовать, если сотрудник обратился в суд или когда вы хотите подать иск против него (см. № 2’ 2019). Теперь речь пойдет об апелляционном обжаловании. Выясним, на что обратить внимание при составлении апелляционной жалобы или возражения на нее и поговорим о сроках обжалования. Также приведем образцы жалобы и возражения.

Нож в спину

Принимая нового сотрудника на работу, руководство, как правило, уверено (или очень надеется), что подобрало себе не просто хорошего специалиста, но и человека, на которого можно положиться, с которым можно работать в режиме взаимодоверия, а проще говоря – без перестраховки. Однако со временем может оказаться, что этот самый, ранее столь желанный и, как сперва казалось, необходимый компании сотрудник на самом деле не обладает нужными для работы знаниями, умениями и навыками. Или настолько капризен и такой склочник, что за короткий срок парализовал работу коллектива, сумев перессорить друг с другом и настроить против себя всех коллег. А уж если этот работник вдобавок оказался жалобщиком со стажем, то руководитель получает вместо надежного помощника в бизнесе – оппонента в трудовом споре, который, как это зачастую выясняется уже в преддверии судебного процесса, использовал доверительные отношения с руководством и коллективом для того, чтобы подготовить доказательства якобы имевшего место нарушения своих прав. И работодатель с удивлением читает в поступившей от бывшего работника претензии или копии иска, что, мол, его, этого самого работника, якобы, чуть ли не пытками принудили к увольнению, что испытательный срок он, несмотря на допущенные нарушения, прошел успешно и т.п.

Получив такой «юридический нож» в спину, руководитель проклинает себя за то, что в свое время не побеседовал с прежним начальством жалобщика, не следил за каждым своим словом, не облекал в письменную форму все свои указания и распоряжения, не вручал работнику под подпись правила техники безопасности и должностную инструкцию.

А ведь казалось – расстались по-хорошему, заявление об уходе работник написал сам, расчет получил в установленный срок и полностью. Но захотелось, видимо, человеку взыскать с бывшего работодателя сказочно большую сумму компенсаций, и теперь без зазрения совести он утверждает, что, мол, принудили к увольнению, или заявляет иные претензии.

Тут надо отметить, что в последние годы отечественные суды уже не так безоговорочно, как в прежние годы, встают на сторону работника. Сразу оговоримся, что пришли к такому выводу не столько на основании анализа статистики, сколько на основании судебного опыта, в том числе опыта коллег адвокатов.

Сказанное, разумеется, не означает, что работодатель всегда прав. Нет, напротив, руководители разного уровня очень часто забывают, что ТК РФ надо чтить, а в результате суды вполне обоснованно завершаются в пользу работников. Правда, случается и так, что работодатель был прав на 100%, но судья без достаточных на то оснований встает на сторону, как он полагает, слабой стороны спора (работника). Хотя работодатель при этом уверен в своей правоте и точно знает, что обратившийся с иском бывший работник – обычный сутяжник, который аналогичным образом терроризировал уже нескольких прежних своих работодателей.

Сроки на обжалование не безграничны

Как бы там ни было, но суд первой инстанции примет, в конце концов, чью-то сторону и вынесет решение, которое в подавляющем большинстве случаев не устраивает другую сторону судебного спора. Эта недовольная сторона и начинает жаловаться (обращаясь с апелляционной жалобой в суд). Дадим работодателю своего рода ориентиры поведения на этой судебной стадии и предложим относительно простой алгоритм действий.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы подать апелляционную или кассационную жалобу на ошибочное судебное решение? Указал в жалобе на явную несправедливость и незаконность – и все будет в порядке – судебную ошибку исправят. В реальности все не так просто, как может казаться на первый взгляд.

Начнем с того, что многие компании не торопятся с обжалованием, ошибочно полагая, что процедура здесь такая же точно, как и в арбитраже 1, в котором они привыкли разрешать экономические споры с партнерами. Но ведь и в арбитражном суде сроки ограниченны, а суды общей юрисдикции, которым как раз и подсуден трудовой спор, – это вообще отдельная песня. Мы не говорим сейчас о свойственной им, к сожалению, волоките и неповоротливости, а просто анализируем ситуацию с обжалованием решений судов первой инстанции. И тут необходимо подчеркнуть, что, в отличие от арбитражного процесса, здесь ни в коем случае нельзя пропустить стадию апелляционного обжалования. В арбитражном процессе этого также нельзя допускать. Но там имеются лазейки, ведь в арбитраже даже в ситуации, когда срок на подачу апелляционной жалобы не восстановят, жалобу можно подать выше, то есть непосредственно в суд кассационной инстанции (но, как сказано выше, лучше не рисковать).

В судах же общей юрисдикции правила иные – тут неудача с восстановлением срока на обжалование делает полностью невозможной дальнейшую борьбу. Можно, конечно, попытаться заняться глубоко теоретическим толкованием закона и обоснованием возможности обращения в кассацию общей юрисдикции, минуя апелляцию, но не будем забывать, что реальный суд такую фантастику не воспримет.

Одним словом, если вы не успели подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня принятия в окончательной форме решения судом общей юрисдикции, а срок на обжалование восстановить не удалось, то придется смириться с имеющимся результатом разбирательства.

Арифметика апелляции

Месячный срок на подачу апелляционных жалоб установлен ч. 2 ст. 321 ГПК РФ. Причем исчислять его согласно ч. 3 ст. 107 и ст. 199 ГПК РФ надо не со дня оглашения резолютивной части решения, а исходя из даты составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме). Напомним, хотя решение суда оглашается немедленно после разбирательства дела, судьи обычно пользуются отсрочкой, предоставленной им ст. 199 ГПК РФ. Данная норма разрешает отложить составление мотивированного решения суда на определенный срок, который не должен превышать пять дней со дня окончания разбирательства дела.

И здесь снова требуется внимание, поскольку пятидневный срок сейчас блюдут только в арбитраже, а суды общей юрисдикции сплошь и рядом грешат задержками, порой серьезными. Самое неприятное заключается даже не в этих задержках с изготовлением решений в окончательной редакции, а в том, что в долгожданном мотивированном решении могут поставить не реальную дату его изготовления, а дату оглашения резолютивной части, что порой приводит к пропуску заинтересованными лицами срока на обжалование.

Между тем председательствующий при объявлении резолютивной части решения суда разъясняет (во всяком случае, обязан это делать) присутствующим в зале суда лицам, участвующим в деле, и их представителям, когда именно они могут ознакомиться с мотивированным решением суда, что на основании п. 13 ч. 2 ст. 229 ГПК РФ должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Поэтому обязательно знакомьтесь с протоколами судебных заседаний и при необходимости подавайте на них замечания, требуйте внесения соответствующих корректив.

Дадим образцы заявления об ознакомлении с протоколом судебного заседания (нестандартный, осложненный судебным затягиванием, – см. в Примере 1) и замечания на протокол судебного заседания (так же нестандартный – после ознакомления сразу с двумя протоколами – см. в Примере 2).

Пример 1. Заявление об ознакомлении с протоколом судебного заседания

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Дистанционная работа по-новому

С 2021 г. нормы о дистанционной работе в ТК РФ претерпели значительные изменения. Наконец-то узаконили комбинированную дистанционную работу, когда сотрудник трудится то дома, то в офисе. Для большинства документов отменили использование усиленной квалифицированной электронной подписи. В исключительных случаях разрешили переводить на «удаленку» без согласия работников. Мы проанализировали наиболее важные изменения, сравнили с ранее действовавшими нормами; подсказали, в какие документы нужно внести правки и предложили формулировки. А также попросили экспертов рассказать о выгодных для работодателя нововведениях и оставшихся проблемах.

Как обязать держать зарплату в тайне

Может ли организация обязать сотрудника не разглашать информацию о своей заработной плате или об оплате труда иных сотрудников? Относится ли эта информация к персональным данным или коммерческой тайне? На всех ли сотрудников можно возложить обязанность по неразглашению? Как правильно прописать это в документах? Какая ответственность может быть предусмотрена за разглашение? Имеет ли право работодатель предоставить информацию о зарплате сотрудника третьим лицам (например, супруге работника)? Ответим на эти вопросы, учитывая требования законодательства и судебную практику, а также дадим свои рекомендации и образцы документов, которые готовы к использованию на практике.

Топ-7 злоупотреблений работником правом

Работодатели знают, что далеко не все работники – ​«невинные овечки». Нередко встречаются те, кто «все знает» и «всегда прав». Такие ждут трудового конфликта, надеясь использовать свое «слабое положение» и заставить работодателя заплатить (в прямом и переносном смысле). Они обвиняют работодателей в дискриминации, сознательно уклоняются от подписания трудового договора, самовольно уходят в отгулы и отпуск, злоупотребляют беременностью или скрывают факты нетрудоспособности. Проанализируем самые часто встречающиеся случаи злоупотребления правом работником и дадим советы, как свести их к минимуму.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Работодатель и его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за правонарушение по истечении определенного времени после его совершения. Такой период времени называется сроком давности. За его пределами инспекция труда не может вынести постановление по делу об административном правонарушении, а если постановление принято, то это можно будет оспорить.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.