Апелляционная жалоба и возражение на нее в трудовом споре

Практика показывает, что трудовые конфликты даже в маленьких компаниях происходят с пугающей регулярностью. Поэтому юристы и руководители должны иметь глубокие правовые знания в этой сфере. Иначе принять оперативное и правильное решение в условиях спора с работником будет просто невозможно. Мы уже рассказывали, как действовать, если сотрудник обратился в суд или когда вы хотите подать иск против него (см. № 2’ 2019). Теперь речь пойдет об апелляционном обжаловании. Выясним, на что обратить внимание при составлении апелляционной жалобы или возражения на нее и поговорим о сроках обжалования. Также приведем образцы жалобы и возражения.

Нож в спину

Принимая нового сотрудника на работу, руководство, как правило, уверено (или очень надеется), что подобрало себе не просто хорошего специалиста, но и человека, на которого можно положиться, с которым можно работать в режиме взаимодоверия, а проще говоря – без перестраховки. Однако со временем может оказаться, что этот самый, ранее столь желанный и, как сперва казалось, необходимый компании сотрудник на самом деле не обладает нужными для работы знаниями, умениями и навыками. Или настолько капризен и такой склочник, что за короткий срок парализовал работу коллектива, сумев перессорить друг с другом и настроить против себя всех коллег. А уж если этот работник вдобавок оказался жалобщиком со стажем, то руководитель получает вместо надежного помощника в бизнесе – оппонента в трудовом споре, который, как это зачастую выясняется уже в преддверии судебного процесса, использовал доверительные отношения с руководством и коллективом для того, чтобы подготовить доказательства якобы имевшего место нарушения своих прав. И работодатель с удивлением читает в поступившей от бывшего работника претензии или копии иска, что, мол, его, этого самого работника, якобы, чуть ли не пытками принудили к увольнению, что испытательный срок он, несмотря на допущенные нарушения, прошел успешно и т.п.

Получив такой «юридический нож» в спину, руководитель проклинает себя за то, что в свое время не побеседовал с прежним начальством жалобщика, не следил за каждым своим словом, не облекал в письменную форму все свои указания и распоряжения, не вручал работнику под подпись правила техники безопасности и должностную инструкцию.

А ведь казалось – расстались по-хорошему, заявление об уходе работник написал сам, расчет получил в установленный срок и полностью. Но захотелось, видимо, человеку взыскать с бывшего работодателя сказочно большую сумму компенсаций, и теперь без зазрения совести он утверждает, что, мол, принудили к увольнению, или заявляет иные претензии.

Тут надо отметить, что в последние годы отечественные суды уже не так безоговорочно, как в прежние годы, встают на сторону работника. Сразу оговоримся, что пришли к такому выводу не столько на основании анализа статистики, сколько на основании судебного опыта, в том числе опыта коллег адвокатов.

Сказанное, разумеется, не означает, что работодатель всегда прав. Нет, напротив, руководители разного уровня очень часто забывают, что ТК РФ надо чтить, а в результате суды вполне обоснованно завершаются в пользу работников. Правда, случается и так, что работодатель был прав на 100%, но судья без достаточных на то оснований встает на сторону, как он полагает, слабой стороны спора (работника). Хотя работодатель при этом уверен в своей правоте и точно знает, что обратившийся с иском бывший работник – обычный сутяжник, который аналогичным образом терроризировал уже нескольких прежних своих работодателей.

Сроки на обжалование не безграничны

Как бы там ни было, но суд первой инстанции примет, в конце концов, чью-то сторону и вынесет решение, которое в подавляющем большинстве случаев не устраивает другую сторону судебного спора. Эта недовольная сторона и начинает жаловаться (обращаясь с апелляционной жалобой в суд). Дадим работодателю своего рода ориентиры поведения на этой судебной стадии и предложим относительно простой алгоритм действий.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы подать апелляционную или кассационную жалобу на ошибочное судебное решение? Указал в жалобе на явную несправедливость и незаконность – и все будет в порядке – судебную ошибку исправят. В реальности все не так просто, как может казаться на первый взгляд.

Начнем с того, что многие компании не торопятся с обжалованием, ошибочно полагая, что процедура здесь такая же точно, как и в арбитраже 1, в котором они привыкли разрешать экономические споры с партнерами. Но ведь и в арбитражном суде сроки ограниченны, а суды общей юрисдикции, которым как раз и подсуден трудовой спор, – это вообще отдельная песня. Мы не говорим сейчас о свойственной им, к сожалению, волоките и неповоротливости, а просто анализируем ситуацию с обжалованием решений судов первой инстанции. И тут необходимо подчеркнуть, что, в отличие от арбитражного процесса, здесь ни в коем случае нельзя пропустить стадию апелляционного обжалования. В арбитражном процессе этого также нельзя допускать. Но там имеются лазейки, ведь в арбитраже даже в ситуации, когда срок на подачу апелляционной жалобы не восстановят, жалобу можно подать выше, то есть непосредственно в суд кассационной инстанции (но, как сказано выше, лучше не рисковать).

В судах же общей юрисдикции правила иные – тут неудача с восстановлением срока на обжалование делает полностью невозможной дальнейшую борьбу. Можно, конечно, попытаться заняться глубоко теоретическим толкованием закона и обоснованием возможности обращения в кассацию общей юрисдикции, минуя апелляцию, но не будем забывать, что реальный суд такую фантастику не воспримет.

Одним словом, если вы не успели подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня принятия в окончательной форме решения судом общей юрисдикции, а срок на обжалование восстановить не удалось, то придется смириться с имеющимся результатом разбирательства.

Арифметика апелляции

Месячный срок на подачу апелляционных жалоб установлен ч. 2 ст. 321 ГПК РФ. Причем исчислять его согласно ч. 3 ст. 107 и ст. 199 ГПК РФ надо не со дня оглашения резолютивной части решения, а исходя из даты составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме). Напомним, хотя решение суда оглашается немедленно после разбирательства дела, судьи обычно пользуются отсрочкой, предоставленной им ст. 199 ГПК РФ. Данная норма разрешает отложить составление мотивированного решения суда на определенный срок, который не должен превышать пять дней со дня окончания разбирательства дела.

И здесь снова требуется внимание, поскольку пятидневный срок сейчас блюдут только в арбитраже, а суды общей юрисдикции сплошь и рядом грешат задержками, порой серьезными. Самое неприятное заключается даже не в этих задержках с изготовлением решений в окончательной редакции, а в том, что в долгожданном мотивированном решении могут поставить не реальную дату его изготовления, а дату оглашения резолютивной части, что порой приводит к пропуску заинтересованными лицами срока на обжалование.

Между тем председательствующий при объявлении резолютивной части решения суда разъясняет (во всяком случае, обязан это делать) присутствующим в зале суда лицам, участвующим в деле, и их представителям, когда именно они могут ознакомиться с мотивированным решением суда, что на основании п. 13 ч. 2 ст. 229 ГПК РФ должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Поэтому обязательно знакомьтесь с протоколами судебных заседаний и при необходимости подавайте на них замечания, требуйте внесения соответствующих корректив.

Дадим образцы заявления об ознакомлении с протоколом судебного заседания (нестандартный, осложненный судебным затягиванием, – см. в Примере 1) и замечания на протокол судебного заседания (так же нестандартный – после ознакомления сразу с двумя протоколами – см. в Примере 2).

Пример 1. Заявление об ознакомлении с протоколом судебного заседания

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если работник согласен возместить ущерб добровольно

За причиненный работодателю прямой действительный ущерб работник несет материальную ответственность. Работодатели ошибочно полагают, что достаточно заключить с сотрудником соглашение по поводу порядка и условий возмещения ущерба. Однако не стоит забывать о необходимости соблюдения всей процедуры привлечения к материальной ответственности. Анализ судебной практики показывает, что даже при подписанном соглашении, суды могут встать на сторону работника. Рассказываем про особенности заключения и исполнения соглашения о добровольном возмещении ущерба, чем оно удобно для работодателя, какие он несет риски и как их избежать. И, конечно, приводим образец такого соглашения.

Когда правильно говорить: избран, назначен, утвержден или принят

Практика показывает, что далеко не всегда работодатель понимает, какой термин нужно использовать в документах при трудоустройстве лица в качестве руководителя: «избран», «назначен», «утвержден» или «принят»? В разных нормативных правовых актах используется своя терминология. Так как выйти из ситуации, когда юрист настаивает, что в корпоративных документах нужно писать «избран», специалист по кадрам пишет в кадровых документах – ​«назначен», а владелец бизнеса настаивает на «утвержден», при этом сам генеральный директор указывает в приказе в отношении себя «принят»?

Уважительные причины для восстановления срока на обращение работника в суд

Работник может обратиться в суд с иском к работодателю в довольно короткий период времени. Законодательство дает ему право ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Расскажем, какие причины суд может признать уважительными, а какие нет, какого рода доказательства обычно принимаются во внимание. Работодателю важно знать, когда суд пойдет навстречу работнику, если он пропустил срок обращения в суд с иском. Например, если первоначально обратился в ГИТ или прокуратуру; ошибся с конкретным судом, в который подал документы или не мог подать иск из-за локдауна. Отметим как причины, которые суд признает уважительными, так и те, которые, по мнению суда, таковыми не являются.

Какие нарушения трудового законодательства допускают работодатели в период пандемии

С весны 2020 года все сферы жизни затронула пандемия коронавируса. Многие эксперты полагают, что она с нами надолго. Довольно серьезно она повлияла и на структуру трудовых отношений. В условиях «нерабочих оплачиваемых дней» компании пытались выжить, как могли. Не удивительно, что мало кому удалось и полностью сохранить штат компании, заработную плату, и соблюсти все требования, связанные с защитными мерами от ковида. Отголоски «коронавирусных» нарушений слышны до сих пор. Суды заполнены исками от обиженных работников. Рассмотрим наиболее часто возникающие нарушения в сфере труда, актуальные на данный момент. Благодаря им вы сможете что-то исправить до прихода проверяющих и споров с работниками.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.

Девять ответов на вопросы о предложении вакантных должностей

Законодательство предусматривает несколько случаев, когда работодатель обязан предложить сотруднику имеющиеся у него вакантные должности. Такое происходит, в частности, при сокращении штата, восстановлении на работе предыдущего сотрудника, дисквалификации. При предложении вакантных должностей у компаний возникает немало вопросов. Ответим на наиболее распространенные из них.