Для защиты интересов работников и российских компаний Правительство РФ утвердило Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году (постановление от 30.03.2022 № 511). Цель документа – уменьшение неблагоприятных последствий (прежде всего рисков потери сотрудниками работы) приостановки деятельности значительного числа работодателей вследствие сложившейся ситуации в стране. Постановление вводит ряд временных изменений в действующее трудовое законодательство, которые по факту могут запутать стороны трудовых отношений и дать почву для злоупотреблений.
В статье разбираем, что предлагают власти, что означают нововведения для работников и работодателей и как это может повлиять на уже сложившиеся трудовые отношения. Узнаете, в чем отличия регулирования постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 № 511 временного перевода сотрудника от приостановившего деятельность работодателя к другому (новому) работодателю и уже известного ТК РФ временного перевода спортсмена к другому работодателю.
Свои особенности
01.04.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году» 1. Документ небольшой, достаточно схематично описывающий ситуацию с возможными действиями работодателей (первоначального и нового (временного)), сотрудников и центра занятости при осуществлении временного перевода к другому работодателю в случае приостановки деятельности текущего. Пока он оставляет больше вопросов, чем вносит ясность в сложную ситуацию. А с учетом сроков действия Постановления № 511 (по 31.12.2022) не факт, что ответы на все из них успеют появиться.
Во многом документ похож на аналогичные же акты в период пандемии. Напомним, что в 2020 году было принято постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020–2022 годах» 2. В тот раз введение временных «особенностей» было вызвано необходимостью принятия антиковидных мер в отношении работников, трудящихся в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Дело в том, что многие из них не смогли воспользоваться в 2020 и 2021 годах правом на компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно в пределах территории России в связи с ограничительными мерами по предупреждению распространения COVID-19. И тогда для них ввели временное правило о том, что они могут реализовать свое право в 2021 году или 2022 году. При этом были прописаны порядок и сроки предоставления сотрудниками работодателям отчетов о произведенных расходах, а также ряд других связанных с этим моментов (принимая во внимание период осуществляемых по месту использования отпуска или по месту работы сотрудника ограничительных мер, если они распространялись на таких работников).
Одновременно Постановление № 887 в 2020 году решало и вопрос с продлением срока выполнения работодателями обязанности уведомить работников об их праве выбрать форму дальнейшего ведения трудовой книжки – продолжить ее вести в бумажной форме или получить бумажный документ на руки и перейти на формирование работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Таким образом установленный п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» срок 30.06.2020 в связи с длительной вынужденной «удаленкой» (ограничительные меры властей из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19) был продлен Правительством РФ до 31.10.2020.
Уже в то время для оперативного урегулирования правоотношений, возникших в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением COVID-19, появилась необходимость наделить Правительство РФ рядом особых полномочий. В результате Правительство РФ в 2020 и 2021 годах смогло принимать решения, предусматривающие «установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» 3.
Это было явное новшество в области трудового права. Обычно регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществлялось на уровне федеральных законов. Правительство РФ издавало подзаконные акты в данной сфере, когда это было предусмотрено трудовым законодательством. Уже в 2020–2021 годах в юридическом сообществе велись дискуссии на тему правомерности наделения Кабмина функциями правотворчества в области регулирования труда. Хотя преимущества такого способа и были понятны всем: возможность в максимально короткие сроки принять и ввести в действие срочные меры. Однако многие тогда увидели опасность в нарушении основополагающих принципов трудового права и ранее сложившихся на протяжении десятилетий подходов к регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Казалось бы, зачем так подробно останавливаться на делах «давно минувших дней»? Это важно для понимания, почему Правительство РФ в 2022 году смогло установить правила, фактически меняющие на время порядок регулирования переводов на другую работу, установленный ТК РФ. Дело в том, что в текущем году, столкнувшись с беспрецедентными санкциями со стороны международных организаций и иностранных государств, власти страны снова были вынуждены инициировать срочные меры по нормализации рынка труда и пошли по схожему с описанным нами выше пути.
Так, ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4 было установлено правило аналогичное тому, что мы описали выше. Правительство РФ в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие, среди прочего, установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Благодаря новым полномочиям Кабмин принял Постановление № 511 с ограниченным сроком действия до 31.12.2022. Получается, что подзаконный нормативный правовой акт фактически дополняет нормы ТК РФ, предлагая временное решение для сложившейся в 2022 году ситуации.
С одной стороны, понятно желание властей поддержать работников и работодателей в случае простоя. Ведь приостанавливать деятельность пришлось не только международным, иностранным компаниям,...