Top.Mail.Ru

Без каких затрат на персонал не обойтись в кризисные времена?

Когда в компаниях появляется тенденция к общему сокращению расходов, у руководства возникает соблазн начать именно с урезания затрат на персонал, например с уменьшения заработной платы либо разработки программы сокращения численности и/или штата работников. Но практика показывает, что подобный подход устарел. Автор, корпоративный психолог, описывая 6 стратегий выхода из кризиса, дает советы о том, какие затраты не стоит сокращать, а напротив, следует оставить в числе обязательных во избежание еще больших неблагоприятных последствий.

График жизненного цикла компании известен многим менеджерам (см. Рисунок). Неизбежный спад наступает всегда после достижения определенного «объективного максимума». В условиях отраслевого или общего экономического кризиса этот спад может происходить сразу более резко и интенсивно.

Рисунок. Жизненный цикл компании

Из приведенного графика видим: то, как будет существовать компания после начала спада, – ​дело грамотного управленческого решения. Могут быть выбраны, например, следующие стратегии:

  • освоение новых видов деятельности, потенциально более прибыльных и востребованных экономикой, нежели ранее осуществляемые компанией (развитие вглубь);
  • расширение территории ведения бизнеса, в том числе через создание сети филиалов и представительств (развития вширь);
  • напротив, сокращение видов деятельности с сохранением наиболее прибыльных или сокращение территории ведения бизнеса;
  • значительная, вплоть до полной, смена вида основного бизнеса;
  • реорганизация путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (последнее означает смену организационно-правовой формы хозяйствования);
  • объявление компании несостоятельным должником (банкротом) с целью финансового оздоровления за счет привлечения внешнего управляющего;
  • ликвидация компании как наиболее пессимистичный вариант развития событий.

Практика показывает, что от работодателя сотрудники наиболее часто ожидают «позитивной стабильности». Поэтому для них любая новизна в деятельности работодателя будет являться фактором, провоцирующим стресс. Соответственно, затраты на персонал следует оптимизировать таким образом, чтобы этот стресс был минимизирован, иначе оставшиеся после всех пертурбаций трудяги не будут мотивированы на то, чтобы работать эффективнее, а могут и проявить нелояльность руководству в ответственный для всей организации момент.

Изучим подробнее основные стратегии.

Стратегия 1. Развитие бизнеса собственными силами

Как было обозначено выше, решение развивать бизнес может быть принято как вширь, так и вглубь. Однако оба сценария означают для работников достаточно грустное положение дел: расходы на персонал будут сокращены, поскольку все средства необходимы «наверху» для того, чтобы наметить контуры новых масштабов бизнеса.

Тем не менее руководство организации должно осознавать: без проверенных, верных и компетентных кадров в новом развитии не обойтись. Даже если для развития понадобятся специалисты нового профиля, которых ранее в компании не было, все равно организация не может в одночасье превратиться в «новую компанию с новыми людьми». А значит, определенные затраты, способные повлиять на персонал, бесспорно следует сохранить.

Первое, что должны знать работники, – ​они все еще нужны компании. Более того, именно от них зависит конечный успех подобной перестройки. Следовательно, расходы на персонал следует направить на адаптацию работников к новым условиям ведения бизнеса.

Если развитие бизнеса происходит вглубь, с усилением роли новых, инновационных форм его ведения, то ключевую роль в работе с теми, кто в компании давно, может сыграть проведение информационно-обучающих тренингов о новых видах бизнеса, которыми планирует заниматься компания. Наверняка можно не тратить деньги на эти тренинги, а обойтись собственными силами. В организации точно есть высококвалифицированные профессионалы, которые сумеют логично рассказать и показать, в чем заключаются новые виды бизнеса для компании и какую прибыль и вообще выгоду, не только материальную, они принесут общему делу (и в какие ориентировочные сроки), а также обучить менее компетентных (пока!) коллег этим новым видам деятельности.

Пример 1

Автору довелось работать в ПАО «ВымпелКом» в годы дефолта 1998–1999 годов. Это был бесценный опыт присутствовать как раз при подобном развитии бизнеса вглубь. Помню эйфорию от того, как был разработан и запущен проект под названием «Коробочка» – ​первый в России массовый мобильный телефон, стоивший с подключением сумму в рублях, равную 49 долларам США. Это была настоящая революция! Само название имело двоякий смысл – ​комплект продавался в компактной коробочке, одновременно название отсылало к знаменитой песне «Ой, полным-полна коробочка», и у работников возникали мысли, что и «коробочка» с бюджетом корпорации скоро снова наполнится. А с какими одухотворенными лицами, с какими горящими глазами наши руководители представляли новый проект широкой общественности! Пожалуй, это были первые улыбки после страшного периода убыточности.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как распределяются недвижимое, движимое имущество, дебиторская задолженность между акционерами при ликвидации АО?

Как распределяются недвижимое имущество, движимое имущество, дебиторская задолженность между акционерами? Распределяется ли дебиторская задолженность? Если нет, как она отражается в ликвидационном балансе (перед процедурой распределения имущества)? Может ли дебиторская задолженность отражаться в окончательном ликвидационном балансе?

Правила удержания из зарплаты

Рассматриваем 5 основных видов удержания из зарплаты сотрудника: для погашения задолженности перед работодателем, в целях возмещения ущерба, причиненного компании виновными действиями работника, при исполнении решения суда, в связи с выполнением организацией обязанности налогового агента, а также в отдельных случаях по инициативе работника. Выясняем, когда осуществить удержание работодатель обязан, а когда нет; какие ограничения на удержания существуют и каким образом их можно обойти. Приводим мнения проверяющих и выводы из судебной практики. Даем образцы документов для оформления удержаний из зарплаты, в частности примеры заявления работника с его согласием на удержание, приказа об удержании из зарплаты неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, соглашения о добровольном возмещении причиненного работником ущерба с рассрочкой платежа и дополнительного соглашения к трудовому договору о возмещении расходов на питание сотрудника.

Топ-3 рисков при планировании корпоративного праздника

Совсем скоро наступит пора новогодних корпоративов, а значит, и время повышенных рисков, связанных с организацией праздников. Мы отобрали три ошибки, часто допускаемые при планировании корпоративов, на которые не все руководители и юристы обращают внимание, но которые в итоге могут привести к серьезным проблемам. Три слабых места, о которых говорим в статье, – ​это обеспечение безопасности в ходе празднования, документальное оформление понесенных расходов и формулировки условий договоров на случай досрочного расторжения и по другим спорным вопросам. Даем рекомендации, какие меры стоит предпринять, чтобы избежать рисков, оградить себя, руководство и компанию от неблагоприятных последствий и со спокойной душой насладиться праздником.

Что ждать от 2023 года?

Последние три года были не самыми простыми для бизнеса. Санкции, пандемия, СВО, мобилизация, еще больше санкций. Власти делают все, чтобы нивелировать проблемы, вводят антикризисные меры, разрешают параллельный импорт и временный перевод сотрудников к другому работодателю на период простоя, оперативно вносят изменения в законодательство, где-то ужесточая ответственность, а где-то, напротив, смягчая. Журнал «Юридический справочник руководителя» поговорил с экспертами, попросив их подвести итоги уходящего года и рассказать о том, на что нужно обратить внимание в наступившем 2023 году руководителям и юристам, к каким изменениям готовиться в налоговом, уголовном, корпоративном и трудовом праве.

Как распределяются недвижимое, движимое имущество, дебиторская задолженность между акционерами при ликвидации АО?

Как распределяются недвижимое имущество, движимое имущество, дебиторская задолженность между акционерами? Распределяется ли дебиторская задолженность? Если нет, как она отражается в ликвидационном балансе (перед процедурой распределения имущества)? Может ли дебиторская задолженность отражаться в окончательном ликвидационном балансе?

Расторжение трудового договора во время простоя, ликвидации, реорганизации

В непростых текущих условиях работодатели прибегают к простою, нередко уже позже принимая решение об увольнении. Давайте разбираться, можно ли расторгнуть трудовой договор во время простоя? Либо объявить простой уже после уведомления о сокращении? Как посмотрит суд на увольнение работника в связи с ликвидацией организации, если решение о ликвидации впоследствии было отменено? Можно ли уволить работников по причине реорганизации компании? Анализируем законодательство и судебную практику.

Что ждать от 2023 года?

Последние три года были не самыми простыми для бизнеса. Санкции, пандемия, СВО, мобилизация, еще больше санкций. Власти делают все, чтобы нивелировать проблемы, вводят антикризисные меры, разрешают параллельный импорт и временный перевод сотрудников к другому работодателю на период простоя, оперативно вносят изменения в законодательство, где-то ужесточая ответственность, а где-то, напротив, смягчая. Журнал «Юридический справочник руководителя» поговорил с экспертами, попросив их подвести итоги уходящего года и рассказать о том, на что нужно обратить внимание в наступившем 2023 году руководителям и юристам, к каким изменениям готовиться в налоговом, уголовном, корпоративном и трудовом праве.

Топ-3 рисков при планировании корпоративного праздника

Совсем скоро наступит пора новогодних корпоративов, а значит, и время повышенных рисков, связанных с организацией праздников. Мы отобрали три ошибки, часто допускаемые при планировании корпоративов, на которые не все руководители и юристы обращают внимание, но которые в итоге могут привести к серьезным проблемам. Три слабых места, о которых говорим в статье, – ​это обеспечение безопасности в ходе празднования, документальное оформление понесенных расходов и формулировки условий договоров на случай досрочного расторжения и по другим спорным вопросам. Даем рекомендации, какие меры стоит предпринять, чтобы избежать рисков, оградить себя, руководство и компанию от неблагоприятных последствий и со спокойной душой насладиться праздником.