Как правильно мотивировать сотрудников

Не секрет, что к каждому работнику необходимо найти свой подход. Однако условно можно выделить пять типов мотивации работников. Зная, какой тип мотивации у того или иного сотрудника, руководитель может влиять на эффективность его работы. Так, для одних людей важны деньги, в то время как для других на первом месте стоит содержание работы. Поговорим о формах стимулирования работников с ­разными типами мотивации.
Наемные работники вбили себе в голову, что делать их счастливыми – это обязанность работодателя. Но эти люди забывают, что вы им платите деньги за работу и принесенную прибыль. Счастливыми их пусть делают другие бизнесы – от Диснея до ­борделей. И все они взимают плату за свои услуги.

Дэн Кеннеди,
американский мультимиллионер,
стратегический консультант,
бизнес-тренер, влиятельный писатель

Любой руководитель задавался вопросами: почему одни работают с удовольствием, качественно и быстро, а другие – вяло и неохотно? Почему одни могут заниматься работой увлеченно, не отслеживая время окончания рабочей смены, а другие постоянно ходят на обеды, чаепития и перекуры. Что же нас побуждает подняться ранним утром с постели и идти уверенным шагом на рабочее место? Все дело в мотивации – внутренней потребности, преображенной в некую причину действий и поведения человека в конкретной ситуации. В ­зависимости от ­мотивации различаются и методы стимулирования.

Потребности человека

Несмотря на многообразие точек зрения по поводу потребностей человека, мы рассмотрим этот вопрос на наиболее классическом примере – пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Этот американский психолог в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно стремятся к саморазвитию и реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах XX века, получила название «Теория мотивации». Все потребности делятся:

  1. на физиологические, которые необходимы для выживания. Они включают в себя потребность в еде, воде, отдыхе и сексуальные ­потребности. Данные потребности удовлетворяются до 95%;
  2. потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают в себя потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенности в том, что физиологические ­потребности будут удовлетворены в будущем (удовлетворяются до 75%);
  3. социальные, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, т.е. потребность в контакте с окружающими и определения своей роли в социуме (дружба, любовь и т.д.). Удовлетворяются эти потребности до 50%;
  4. потребности в уважении (потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании);
  5. потребности самовыражения – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность, познание себя (удовлетворяются только на 10%).

Каждая ступень в пирамиде Маслоу – это уровень потребности. Нельзя удовлетворить вышестоящую потребность, не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящую. По мере удовлетворения потребностей ­смещаются желания, а потребности человека поднимаются на уровень выше.

Действительно, если человек умирает от жажды или стучит зубами от холода, то он вряд ли будет рассуждать в этот момент над вопросом «Какова моя миссия на Земле?»

Чтобы использовать данную теорию, необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности, а также создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетворяет свои ­потребности во благо целей организации.

Трудовая мотивация

Поскольку нас интересует трудовая деятельность, поговорим о трудовой мотивации и остановимся на других теориях. Выделяются два класса мотивации: избегательная и достижительная. Избегательная мотивация – человек стремится избежать или минимизировать нежелательное для него...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

Ликбез по юридической терминологии: обременение имущества и правонарушения

Чем отличается отличный юрист от хорошего? Один из показателей – ​юридическая грамотность и верное использование терминов. В очередной статье о юридических (и не только) понятиях уделим внимание двум вопросам: институту обременения и правонарушениям. Сошлемся на интересные судебные акты, где служители Фемиды среди прочего обращаются к Римскому праву, цитируя Дигесты Юстиниана, разъясняют различные формы обременений. А также расскажем про этимологию слов, связанных с правонарушениями.

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.