Top.Mail.Ru

Реформа законодательства о воинском учете

В правила организации и ведения воинского учета граждан внесены существенные изменения. Теперь воинский учет будет вестись в электронном виде, реестр военнообязанных будет пополняться и изменяться в автоматическом режиме без явки граждан, сведения в него будут поступать напрямую от различных госорганов и иных организаций. Повестки тоже станут электронными и будут считаться врученными по истечении 7 дней после размещения в реестре повесток, а неявка по ним грозит гражданам серьезными ограничительными мерами, в том числе с запретом на управление автомобилем, взятие кредитов, выезд из страны и пр. Анализируем законодательные поправки и проекты Минобороны и Минцифры России о воинском учете и реестрах повесток и военнообязанных, рассказываем о новых обязанностях работодателей.

Какие законы изменили

Изменения, вступившие в силу 14.04.2023 1, затронули сразу несколько нормативных правовых актов. В целом подверглись заметному изменению 7 федеральных законов:

  • о воинской обязанности 2;
  • безопасности дорожного движения 3;
  • порядке въезда и выезда из РФ 4;
  • регистрации юридических лиц и ИП 5;
  • потребительском кредите 6;
  • государственной регистрации недвижимости 7;
  • государственной регистрации транспорта 8.

Текущие изменения можно условно разделить на 3 больших блока:

  • первый – ​предназначенный для государственных органов. Регулирует порядок создания специализированного реестра воинского учета. По-своему логичный и понятный шаг. Не секрет, что военкоматы в нашей стране долгое время находились на периферии армейского бюджета. Снабжаясь по остаточному принципу и электронной техникой, и специалистами, необходимыми для ее эксплуатации. Создание общероссийской системы воинского учета на этом фоне выглядит как принципиальный шаг вперед. Помимо этого, к переводу системы воинского учета в электронную форму создается дополнительный реестр направленных (врученных) повесток;
  • второй блок – ​предназначенный для призывников. Именно он вызвал наибольшие волнения в обществе. Поправки, по сути, меняют базовые принципы доставки повесток, переводя акцент с нарочного с большой сумкой на современные виды связи. А также вводя совершенно новый для современной российской практики «институт обеспечения отдачи государственного долга»;
  • третий блок – ​самый интересный для нас. Это новые обязанности, накладываемые законодателем на работодателя. Они возникают как в рамках работы с доставкой повесток, так и в рамках передачи информации во вновь формируемый электронный реестр.

Рассмотрим каждый из названных блоков подробнее.

Два реестра

По результатам законодательной инициативы будет создано 2 взаимо­связанных между собой электронных реестра:

  • реестр воинского учета будет включать в себя всю необходимую информацию о военнообязанных (персональные данные, сведения об учебе, наличии детей и т.п.);
  • реестр повесток, по сути, должен представлять собой персональную, адресованную конкретному человеку «доску объявлений», на которой военнообязанный будет узнавать, выдана ему повестка для явки в военкомат или нет.

Пункт 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности теперь определяет, что «постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета». В совокупности с возможностью постановки на воинский учет и изменения сведений в нем без явки гражданина, помноженной на требования к органам власти, муниципальным органам и организациям-работодателям (а также ИП) предоставлять в военкоматы необходимые сведения, это означает полную автоматизацию процесса.

По сути, создается еще одно условно независимое звено электронного учета населения, близкое по своему смыслу к тем, что есть сейчас в распоряжении практически всех государственных органов, начиная с органов внутренних дел и налоговой инспекции и заканчивая Фондом пенсионного и социального страхования России.

Так же, как и для данных подсистем, обратная связь с гражданами (как объектами воинского учета) реализуется через портал госуслуг. С точки зрения функционала было бы логично предусмотреть 9, что для взаимодействия с военнообязанными в реестре воинского учета будет реализована схема с использованием личного кабинета, аналогичная той, что представлена на сайте Федеральной налоговой службы России (nalog.ru). Напомним, что сейчас для налогоплательщиков реализована не только функция получения уведомлений от налоговой инспекции, но и возможность войти в личный кабинет в системе налогового учета через личный кабинет (по идентификаторам) с портала госуслуг.

К сожалению, текущими поправками подобный механизм прямо не предусмотрен. Есть лишь указание, что уведомления из реестра воинского учета направляются в личный кабинет на госуслугах. Это следует из положений Закона о воинской обязанности, указывающих, что гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов не только при личной явке гражданина в военный комиссариат, но и с использованием личного кабинета гражданина на портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности).

В отличие от реестра воинского учета, реестр повесток не содержит никакой информации, связанной с военными обязанностями гражданина. В нем, по сути, не будет ничего, кроме персональных данных и информации о выданных повестках. Зато в этом случае закон прямо предусматривает наличие в реестре повесток личного кабинета, попасть в который можно будет через портал госуслуг. Информацию о повестках гражданину предоставят и в МФЦ. Интересным представляется тот факт, что по умолчанию лицо, ответственное за ведение реестра повесток, не назначено. Законом использована стандартная формулировка 10 о последующем назначении оператора Правительством РФ. При этом оператором реестра воинского учета сразу указано Минобороны России (п. 3 ст. 8.3 и п. 5 ст. 8.2 Закона о воинской обязанности).

Кстати, пока соответствующие реестры только формируются, и потому, как указано в Законе № 127‑ФЗ, до начала их эксплуатации все мероприятия воинского учета (в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что ждать от 2023 года?

Последние три года были не самыми простыми для бизнеса. Санкции, пандемия, СВО, мобилизация, еще больше санкций. Власти делают все, чтобы нивелировать проблемы, вводят антикризисные меры, разрешают параллельный импорт и временный перевод сотрудников к другому работодателю на период простоя, оперативно вносят изменения в законодательство, где-то ужесточая ответственность, а где-то, напротив, смягчая. Журнал «Юридический справочник руководителя» поговорил с экспертами, попросив их подвести итоги уходящего года и рассказать о том, на что нужно обратить внимание в наступившем 2023 году руководителям и юристам, к каким изменениям готовиться в налоговом, уголовном, корпоративном и трудовом праве.

Судебные споры, связанные с мобилизацией

В конце сентября в нашей стране были начаты мобилизационные мероприятия, связанные с призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ. Несмотря на небольшой промежуток времени, уже появилась судебная практика, которую мы проанализировали и выделили интересные споры. В частности, о том, в какой суд обращаться в конкретной ситуации; что именно можно оспаривать: направление повестки или решение военкомата; когда требуется доверенность для обращения в суд. Комментируем также споры, связанные с отсрочкой от призыва, оспариваем решения призывной комиссии и заключения военно-врачебной комиссии. Даем рекомендации, как поступить в сложных ситуациях.

Организуем вводный инструктаж по гражданской обороне в дистанционной форме

Все больше инструктажей и других учебных мероприятий переводится в удаленный формат. Еще летом 2018 года МЧС России разрешил организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне для удаленных филиалов и представительств в дистанционной форме. А журнал учета подобных инструктажей позволил вести в электронном виде. Рассказываем, как составить приказ о проведении таких инструктажей и на что обратить внимание при ведении журнала.

Как провести инструктаж по гражданской обороне

Инструктажи по гражданской обороне должны проводить все работодатели. С учетом обстановки эта тема становится более актуальной. Рассказываем, для каких работников, в какие сроки, как это делать, кого назначить ответственным (даем образец приказа), что включить в программу проведения вводного инструктажа, по какой форме вести журнал учета инструктажей.

Судебные споры, связанные с мобилизацией

В конце сентября в нашей стране были начаты мобилизационные мероприятия, связанные с призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ. Несмотря на небольшой промежуток времени, уже появилась судебная практика, которую мы проанализировали и выделили интересные споры. В частности, о том, в какой суд обращаться в конкретной ситуации; что именно можно оспаривать: направление повестки или решение военкомата; когда требуется доверенность для обращения в суд. Комментируем также споры, связанные с отсрочкой от призыва, оспариваем решения призывной комиссии и заключения военно-врачебной комиссии. Даем рекомендации, как поступить в сложных ситуациях.

Мобилизация – ​перспективы административной и уголовной ответственности за уклонение

C начала объявления частичной мобилизации ведутся дискуссии о ее сроках, лицах, подлежащих мобилизации, отсрочках и основаниях освобождения от нее. Многих беспокоит также вопрос об ответственности за уклонение от этого мероприятия. Известны примеры предупреждения граждан со стороны военкомов о перспективах уголовного преследования. Так как на эту тему существует много мнений, зачастую копирующих друг друга и при этом не всегда соответствующих действительности, предлагаем посмотреть, как обстоит вопрос с ответственностью на самом деле.

Что ждать от 2023 года?

Последние три года были не самыми простыми для бизнеса. Санкции, пандемия, СВО, мобилизация, еще больше санкций. Власти делают все, чтобы нивелировать проблемы, вводят антикризисные меры, разрешают параллельный импорт и временный перевод сотрудников к другому работодателю на период простоя, оперативно вносят изменения в законодательство, где-то ужесточая ответственность, а где-то, напротив, смягчая. Журнал «Юридический справочник руководителя» поговорил с экспертами, попросив их подвести итоги уходящего года и рассказать о том, на что нужно обратить внимание в наступившем 2023 году руководителям и юристам, к каким изменениям готовиться в налоговом, уголовном, корпоративном и трудовом праве.

Разбираем поправки в ТК РФ в связи с частичной мобилизацией

Практически любое изменение трудового законодательства заставляет работодателей хвататься за голову. Причина паники – ​поправки в ТК РФ не успевают за положением дел, обнажают старые пробелы в законе и рождают новые. Так случилось и в этот раз. Президент РФ объявил о частичной мобилизации, депутаты срочно приняли поправки в ТК РФ, причем распространяются они на отношения с 21.09.2022, когда была объявлена мобилизация. Часть вопросов, действительно, была снята, но появились новые «серые зоны». В статье говорим про пять неурегулированных и спорных моментов, с которыми приходится разбираться.