Письма ФНС и другие разъяснения с нормативными свойствами. Практика оспаривания

В середине марта 2016 г. вступил в силу закон, которым установлен порядок судебного оспаривания так называемых разъяснений с нормативными свойствами. Это, прежде всего, письма Минфина и ФНС России, которые формально нормативными правовыми актами не являются, но в то же время могут содержать обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование), противоречащее НК РФ и тем самым нарушающее права налогоплательщиков. Выясним, кто, в каких случаях и в каком порядке может оспорить такие разъяснения.

В середине февраля Президент России подписал закон, которым установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании «актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». Расскажем, что это за акты, зачем их надо оспаривать и кто может это сделать.

Рассматриваемые законодательные новшества имеют любопытную преды­сто­рию. Все началось с того, что компания решила оспорить ­письмо ФНС России от 21.08.2013 № АС-4-3/15165, которое было согласовано с Минфином России (письмо Минфина России от 25.07.2013 № ­03-06-05-01/29519) и доведено до сведения налоговых органов и ­налогоплательщиков.

Этап № 1. Верховный Суд

По мнению компании, такое письмо, по сути, является нормативным актом. Оно содержит правовую норму (общеобязательное предписание постоянного характера, рассчитанное на многократное применение) и затрагивает права неопределенного круга налогоплательщиков. Лишним подтверждением нормативного характера письма, по мнению компании, служит тот факт, что оно было опубликовано на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, ­обязательные для использования налоговыми органами».

С такими аргументами компания в 2014 г. обратилась в ВС РФ. Однако суд отказал в принятии заявления, разъяснив, что письмо ФНС России не отвечает требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам. Более того, рассмотрение дел об оспаривании актов ФНС России подведомственно арбитражному суду.

Этап № 2. Высший Арбитражный Суд

С теми же самыми требованиями фирма обратилась в другой суд – ВАС РФ. Но там сообщили, что письмо – это не нормативный акт. А рассмотрение дел об оспаривании таких актов в компетенцию высших арбитров не входит (п. 2.5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»). В итоге производство по делу было прекращено ­(определение ВАС РФ от 10.04.2014 № ВАС-898/14).

Компания оказалась настойчивой, и не стала мириться с таким положением вещей. Она обратилась с требованием о пересмотре принятого судебного акта в порядке надзора. Но и эта попытка оказалась безрезультатной: в передаче дела в Президиум ВАС РФ было отказано ­(определение ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6969/14).

Этап № 3. Конституционный Суд

Компания, которой отказали обе высшие судебные инстанции, решила идти до конца и обратилась в КС РФ. Она просила признать не соответствующим...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Суд о самозанятых работниках

Многие работодатели по достоинству оценили статус самозанятого, который позволяет не вводить в штат новые единицы, а отдать выполнение определенной работы, оказание услуги на сторону по гражданско-правовому договору. Однако в погоне за минимизацией расходов можно угодить в ловушку и понести более серьезные убытки (судебные расходы, доначисление налогов и взносов, штраф и пени). Рассказываем, какие риски возникают у работодателей при привлечении самозанятых, а также анализируем, какие признаки насторожат налоговиков, ГИТ и суд.

Готовимся к контрольным мероприятиям ГИТ

Мораторий на проверки продолжает действовать, однако это не значит, что бизнес остался совсем без надзора. Другие контрольные мероприятия никуда не делись, в частности профилактические визиты. Да и с внеплановой проверкой могут нагрянуть. Разбираем в деталях основания, по которым ГИТ может прийти с внеплановой проверкой, для кого плановые проверки не «заморожены», а также какие виды профилактических мероприятий используют ГИТ.

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий: практика проверок и судов

Не случайно суды ежегодно рассматривают сотни дел о привлечении к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В статье анализируем судебную практику, и, прежде всего, ситуации, когда в применении наказания отказывали. Отвечаем на вопросы: какие условия должны соблюдаться для привлечения к ответственности? можно ли наказать компанию, если лицензия есть, а деятельность в соответствии с ней фактически не ведется или приостановлена? когда наступает ответственность именно за грубые нарушения лицензионных требований? в каких случаях позиции проверяющих и судов чаще всего разнятся?

Электронные подписи и машиночитаемые доверенности в вопросах и ответах

Наше издательство и сайт delo-press.ru 09.04.2024 провели онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД». Для выступления мы пригласили ведущих экспертов. По итогам мероприятия публикуем ответы на интересные вопросы слушателей, которые дали спикеры в ходе семинара.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?