Top.Mail.Ru

Компенсация убытков за внесудебную блокировку счетов налоговыми органами

Просрочили подачу декларации или забыли доплатить 100 рублей налога, – ​можно столкнуться с неприятным последствием – ​блокировкой счетов в банке по решению налоговиков. Такое право предоставлено им ст. 76 НК РФ. Причем приостановление операций по счетам может длиться неделями и даже месяцами. А замороженные счета – ​доставить немало проблем. Скажем, в расчетах с контрагентами или проведении иных операций. При этом блокировка счетов не всегда бывает обоснованной и/или соразмерной по длительности допущенному нарушению. Тогда налогоплательщик вправе требовать с налогового органа компенсации понесенных убытков, уплаты процентов. Рассказываем, когда суд встанет на сторону налогоплательщика и присудит компенсацию, а какие действия, напротив, суд оттолкнут.

Налоговое законодательство предусматривает несколько способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. Все они перечислены в гл. 11 НК РФ. Среди них есть один из самых неприятных: приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей 1. Основания и порядок приостановления операций регламентируются ст. 76 НК РФ. При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых предшествует уплате налогов, например, выплата выходных пособий. В этом плане приостановление операций сходно с арестом счета, только в более легкой форме. Кроме того банк не вправе открывать счета, вклады, депозиты налогоплательщику с заблокированным налоговиками счетом (п. 1, п. 12 ст. 76 НК РФ). Так, счета могут заблокировать, если не организован электронный документооборот с ИФНС в течение 10 рабочих дней с даты появления обязанности подавать отчетность в электронном виде, или не выполнено требование об уплате налогов.

Как взыскать с налоговой неполученные доходы?

Приостановление операций по счетам в банке по смыслу ст. 76 НК РФ – ​обеспечительная защитная мера, чтобы не допустить злоупотребления со стороны налогоплательщика и оградить публичные интересы от попыток уклониться от уплаты налогов. Такое же мнение высказывал и Конституционный Суд РФ в определении от 26.05.2016 № 958-О.

Но отсюда же следует и то, что блокировка счетов не наказание и не должна препятствовать деятельности добросовестных налогоплательщиков, иначе публичные интересы пострадают не меньше, чем от неуплаты налогов. Потому блокировка должна вводиться обоснованно и сниматься как можно быстрее при отпадении причин ее введения. Например, решение о снятии блокировки счета ИФНС должна принять не позднее 1 дня за днем получения документов (их копий), подтверждающих уплату налога (п. 8 ст. 76 НК РФ). В противном случае налогоплательщик вправе требовать за каждый день просрочки уплаты процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период блокировки. Это распространяется не только на случаи задержки отмены приостановления операций, но и неправомерной блокировки счетов (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Кроме того, налогоплательщик вправе требовать и возмещения иных убытков, понесенных от незаконной блокировки, например упущенной выгоды от невозможности открыть «процентный» депозит. Такое право следует из ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, поскольку вред подлежит возмещению причинителем вреда, и лицо, которому причинен вред незаконными действиями (бездействием) госорганов, вправе требовать соответствующей компенсации. Но для этого, исходя из ст. 1069, 1083 ГК РФ, требуется установить: реальность несения убытков; причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ИФНС и убытками; степень вины ИФНС и самого налогоплательщика в причинении убытков.

Увы, налоговые органы иногда забывают об этом и подходят к приостановлению операций по счетам слишком формально, действуют нерасторопно, несоразмерно допущенным нарушениям, блокируя счета иногда из-за совсем небольших сумм задолженности. Тем самым причиняются убытки не только налогоплательщику, но в конечном итоге и самому бюджету, поскольку налогоплательщик нередко взыскивает через суд, например, недополученные доходы.

Судебная практика

Общество обратилось в суд с иском к налоговой инспекции о признании незаконными решений о взыскании налогов, приостановлении операций по счетам в банке. Истец просил взыскать возмещение причиненного вреда в сумме 471 723 руб. 29 коп. за недополученные доходы, проценты на заблокированные средства (в размере 4 руб. 08 коп.). Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сославшись на наличие у общества недоимки по налогам и обоснованность в такой ситуации решения налоговиков, но апелляционный суд (в согласии с судом округа) решение отменил и требования общества удовлетворил.

На дату вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика общество имело одновременно недоимку и переплату по пеням по одному и тому же налогу (НДФЛ). При этом переплата превышала задолженность по начисленным пеням. Как следует из п. 31 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, в подобной ситуации налоговая задолженность отсутствует.

При этом вопреки доводам инспекции никаких заявлений о зачете платежей в данном случае писать не требуется, корректировку производит налоговый орган по новому месту учета самостоятельно. У ответчика имелась информация о переплате. Но все равно инспекция потребовала от общества заявление о зачете, а когда получила его – ​оставила без ответа, блокировку со счетов не сняла, запрос общества о причинах бездействия проигнорировала.

Из-за неправомерных действий налоговой инспекции расчетные счета общества были заблокированы почти 3 месяца, что причинило убытки обществу в виде недополученных процентов по депозиту: истец регулярно размещал свободные средства на депозитах, им было написано заявление в банк о размещении 54,6 млн руб. на депозите на 45 дней под 7% годовых, по окончании общество должно было получить доход в сумме более 471 000 руб. Но из-за блокировки счетов размещение на депозитах было сорвано.

Довод налогового органа о том, что общество действовало недобросовестно, неразумно и неосмотрительно при размещении крупной суммы денежных средств на депозите, пыталось создать искусственно убытки, суды отклонили. Общество регулярно размещало средства на депозитах и, принимая очередное решение об этом, рассчитывало на соблюдение налоговиками сроков снятия блокировки со счетов. К моменту направления заявления в банк о размещении средств на депозитах такая блокировка уже должна была быть снята. Истец действовал добросовестно, в связи с чем суд удовлетворил все требования (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2021 № Ф07-5287/2021 по делу № А56-12194/2020).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новый пакет антикризисных мер – ​2022

Власти продолжают разрабатывать и принимать новые меры поддержки бизнеса в условиях введенных ограничений, которые влияют на деятельность российского (и не только) бизнеса. Рассказываем о новой порции антикризисных мер, которые будут полезны и интересны большинству наших читателей: помощь малому и среднему бизнесу, новшества в финансовой, налоговой и валютной сферах, а также меры на рынке труда.

Знакомьтесь: автоматизированная упрощенная система налогообложения

С 01.07.2022 для малых предприятий в России вводится автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Это новый экспериментальный специальный режим налогообложения для малого бизнеса – ​российских коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Эксперимент будет действовать в период с 01.07.2022 до 31.12.2027 включительно. На первом этапе АУСН будет применяться только в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Поэтому перейти на нее смогут российские коммерческие организации и предприниматели, которые зарегистрированы по месту нахождения или месту жительства на территории этих регионов. Однако не исключено, что эксперимент окажется успешным, и в дальнейшем его распространят на иные субъекты РФ. Подробно разбираем новую систему налогообложения, ее преимущества и недостатки, кто сможет на нее перейти, сравниваем с упрощенкой и даем рабочий алгоритм, как посчитать единый налог по новым правилам. В вашем распоряжении будут удобные таблицы-шпаргалки и возможность принять взвешенное решение о том, стоит ли переходить на новую систему, если вы под нее подпадаете.

Санкционные споры: бизнес с недружественными странами

Ссылки на санкции и действия недружественных стран дошли и до судов. Мы изучили последнюю судебную практику и делимся с вами своими «находками». Узнаете, помогают ли ссылки на недружественные действия и иностранное происхождение «противной» стороны выиграть спор, на примерах конкретных дел о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав истца на товарные знаки и произведения изобразительного искусства, о принятии обеспечительных мер (как по обычным гражданским делам, так и при оспаривании акта налогового органа), приостановлении действия судебного акта, возобновлении доступа к аккаунту YouTube и пр.

Обзор новых антикризисных мер в условиях санкций

Власти продолжают принимать меры поддержки отечественного бизнеса в условиях внешнего санкционного давления. Соответствующие послабления произошли в финансовой и налоговой сферах; либерализация затронула продление и подтверждение части разрешений, лицензий, договоров и пр. Рассказываем о наиболее востребованных из них и продолжаем держать руку на пульсе.

Обзор антикризисных мер – ​2022

Россия находится под экстремальным санкционным давлением. Чтобы защитить экономику, руководство страны приняло ряд антикризисных мер. Часть мер на дату сдачи этой статьи в печать только анонсированы и будут реализованы в ближайшее время. Расскажем о наиболее интересных из них. Вам станет понятен и основной вектор предпринимаемых мер поддержки.

Знакомьтесь: автоматизированная упрощенная система налогообложения

С 01.07.2022 для малых предприятий в России вводится автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Это новый экспериментальный специальный режим налогообложения для малого бизнеса – ​российских коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Эксперимент будет действовать в период с 01.07.2022 до 31.12.2027 включительно. На первом этапе АУСН будет применяться только в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Поэтому перейти на нее смогут российские коммерческие организации и предприниматели, которые зарегистрированы по месту нахождения или месту жительства на территории этих регионов. Однако не исключено, что эксперимент окажется успешным, и в дальнейшем его распространят на иные субъекты РФ. Подробно разбираем новую систему налогообложения, ее преимущества и недостатки, кто сможет на нее перейти, сравниваем с упрощенкой и даем рабочий алгоритм, как посчитать единый налог по новым правилам. В вашем распоряжении будут удобные таблицы-шпаргалки и возможность принять взвешенное решение о том, стоит ли переходить на новую систему, если вы под нее подпадаете.

Санкционные споры: бизнес с недружественными странами

Ссылки на санкции и действия недружественных стран дошли и до судов. Мы изучили последнюю судебную практику и делимся с вами своими «находками». Узнаете, помогают ли ссылки на недружественные действия и иностранное происхождение «противной» стороны выиграть спор, на примерах конкретных дел о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав истца на товарные знаки и произведения изобразительного искусства, о принятии обеспечительных мер (как по обычным гражданским делам, так и при оспаривании акта налогового органа), приостановлении действия судебного акта, возобновлении доступа к аккаунту YouTube и пр.

Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам

Налоговая проверка может привести к штрафу по ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных налоговиками документов. И ладно бы, если размер штрафа окажется незначительным. Но встречаются и многомиллионные суммы. На основе анализа судебной практики рассмотрения налоговых споров мы подобрали четыре аргумента, которые помогают успешно оспаривать штрафы или хотя бы снижать их размеры. Сможете пополнить свою «копилку» судебных актов по делам, разрешенным в пользу налогоплательщиков, и использовать приведенные нами аргументы на практике в случае налоговых споров по схожим обстоятельствам.