C начала объявления частичной мобилизации ведутся дискуссии о ее сроках, лицах, подлежащих мобилизации, отсрочках и основаниях освобождения от нее. Многих беспокоит также вопрос об ответственности за уклонение от этого мероприятия. Известны примеры предупреждения граждан со стороны военкомов о перспективах уголовного преследования. Так как на эту тему существует много мнений, зачастую копирующих друг друга и при этом не всегда соответствующих действительности, предлагаем посмотреть, как обстоит вопрос с ответственностью на самом деле.
Административная ответственность
В КоАП РФ есть ст. 21.5, которая содержит санкции за следующий перечень деяний.
Фрагмент документа
Статья 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету»
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей.
Какого-либо особого «мобилизационного» порядка применения данная норма не имеет.
Иными словами, к ответственности по ней можно привлечь гражданина и в отрыве от событий, связанных с частичной мобилизацией, за самый широкий спектр деяний (например, за несообщение в военкомат сведений о своем семейном положении). Правда, нам не известно ни об одном случае, когда человек спешил бы уведомить военкомат о вступлении в брак или рождении ребенка. Впрочем, о привлечении кого-либо к ответственности за неинформирование об этом нам тоже ничего не известно.
Тем не менее оказалось, что граждан, которые отказывались получать повестки, пугали именно этой статьей. Следует отметить, что закон не содержит указания на цель вызова в военкомат и тем более его обоснованность. Речь идет об ответственности за неявку по вызову без уважительной причины – как самом факте.
Таким образом, расхожая формулировка – для уточнения сведений учета – является обоснованием вызова, а соответственно, неявка по нему без уважительной причины – так же формально уже образует состав правонарушения.
Уважительными причинами являются болезнь, тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в похоронах кого-то из них, а также, например, стихийное бедствие, наводнение, снегопад и пр. Впрочем, список причин, которые могут быть признаны уважительными, не является закрытым (см. п. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1).
Ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей.
Более того, сама по себе неявка в военкомат не влечет автоматического привлечения к ответственности...