Долгое время учредители, создавая компанию, перекладывали на нее свои предпринимательские риски. В случае краха бизнеса его собственники теряли вложенные в него средства, но не свое личное имущество. Однако в 2009 г. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) был дополнен статьей о дополнительной (субсидиарной) ответственности лиц, контролирующих должника. Долгое время эта статья была похожа на младенца, который не может никого обидеть. Но шло время, и статья начала делать первые шаги – все чаще стали появляться основанные на ней судебные акты. Матерью статьи о субсидиарной ответственности можно признать налоговую службу, которая активно «подкармливала» ее исковыми заявлениями. Летом 2017 г. статья доросла до отдельной главы III.2 и стала больше похожа на агрессивного подростка, способного нанести много проблем руководителям и собственникам бизнеса. Чтобы предотвратить перегибы, Пленум ВС РФ выпустил постановление от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее – Постановление). Рассмотрим основные положения этого документа.
Общая и специальная ответственность руководителей
Ответственность членов органов управления компании была предусмотрена и раньше: общими положениями ГК (в т.ч. ст. 53.1). Но ответственность, предусмотренная Законом, является специальной (ст. 61.11). Специфика в том, что по общему правилу руководитель должен возместить убытки, причиненные организации, а по банкротным нормам – возместить кредиторам долги, которое не смогла погасить организация, т.е. понести субсидиарную ответственность.
Субсидиарной признается ответственность, которую лицо по закону или договору несет дополнительно к ответственности основного должника. До предъявления требования к лицу, которое несет субсидиарную ответственность, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если тот отказался удовлетворить требование или не ответил в разумный срок, это же требование можно предъявить лицу, которое несет субсидиарную ответственность (п. 1 ст. 399 ГК РФ).
Возникает вопрос: «Когда применять общую, а когда – специальную ответственность?» Пленум ВС РФ разъяснил: если действия контролирующего лица привели к банкротству, применяются нормы о «субсидиарке»; если же причиненный вред не должен был привести к банкротству, контролирующее лицо обязано компенсировать компании убытки. При этом независимо от того, о каком виде ответственности заявит истец и на какие нормы он сошлется, суд самостоятельно квалифицирует предъявленное требование (п. 20 Постановления).
Исковая давность
Течение срока исковой давности по требованиям о привлечении к «субсидиарке» определяется весьма сложной формулой. Иск может быть подан в течение трех лет со дня, когда стало известно о наличии соответствующих оснований, но не позднее (п. 5 ст. 61.14 Закона):
- трех лет со дня признания должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве;
- десяти лет со дня, когда имели место действия (бездействие), которые влекут ответственность.
Пленум ВС РФ уточнил, что срок исковой давности начинает исчисляться, например, с момента, когда (п. 68 Постановления):
- новый директор получил реальную возможность узнать о нарушении, которое допустил его предшественник;
- о нарушении узнал или должен был узнать участник общества, который может уволить директора-нарушителя.
При определении срока давности во внимание принимается контроль над должником, имевший место в течение трех лет до возникновения у него признаков банкротства. Поэтому руководителя, который давал указания, скажем, за четыре года до появления признаков банкротства, привлечь к «субсидиарке» уже нельзя. Впрочем, это не означает, что руководитель выйдет сухим из воды. Его могут привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами трехлетнего периода, на основании ст. 53.1 ГК РФ и законодательства об АО и об ООО (п. 4 Постановления).
Кого привлекают к ответственности?
К ответственности могут быть привлечены контролирующие лица: «физики» или компании, которые имеют фактическую возможность давать должнику указания, обязательные для исполнения. Часто такие лица не имеют формальной связи с банкротом, управляя им через подставных лиц.
Злые языки говорят, что новая глава Закона была принята...