Деловая репутация или, проще говоря, имидж компании – важная составляющая бизнеса. Зарабатывать ее приходиться долго, а потерять можно в одночасье. Особенно если недобросовестные участники рынка поставят перед собой задачу запятнать репутацию конкурента. Впрочем, пострадавшая компания может взыскать с тех, кто распространяет порочащую информацию, компенсацию репутационного вреда. Расскажем, как это сделать.
Словосочетание «деловая репутация» для современной компании – не пустой звук. В условиях высокой конкуренции распространение любой негативной информации о фирме или ее продуктах наносит определенный, подчас очень ощутимый, вред. И даже после опровержения такой информации негативный фон может сохраняться. Поэтому встает вопрос о том, какие еще меры может предпринять пострадавшая компания. В статье мы рассмотрим такой инструмент, как взыскание денежной компенсации за причинение репутационного (нематериального) вреда.
Значение деловой репутации трудно переоценить, ведь она прямо влияет на выбор контрагентов и потребителей продукции, которые ориентируются на известность бренда, его общее восприятие на рынке. Хорошая и прочная деловая репутация достается с большим трудом, тогда как потерять ее очень легко: достаточно нескольких негативных публикаций в известных или профильных СМИ.
Распространение порочащей информации на языке закона называется диффамацией. Получив отрицательные сведения о компании, потенциальные клиенты будут с недоверием относиться к ее товарам (работам, услугам), предпочитая обращаться к конкурентам. Кстати, именно они подчас и выступают инициаторами распространения порочащей информации.
Непорочащая информация
Наиболее эффективный способ защиты – подача иска об опровержении, запрете распространения порочащей информации и о возмещении причиненного вреда. Но перед этим следует выяснить, действительно ли имеет место распространение порочащей информации. Возможно, речь идет о фактах, которые соответствуют действительности (и это можно проверить). Или высказываются оценочные суждения, мнения, убеждения, которые просто не могут быть проверены.
Суд рассматривал иск к редакции газеты, журналисты которой написали статью о нерациональном управлении известной киностудией, о планах приватизации ее имущества, продаже активов, наличии крупной задолженности и других проблемах. Киностудии эта статья не понравилась, и она пыталась через суд опровергнуть изложенные в ней сведения. Однако иск был отклонен. Суд отметил, что высказывания в статье были критической оценкой событий и выражением субъективного мнения. Суждения журналистов и приглашенных экспертов в области киноиндустрии были сформулированы в корректной форме, без выводов по ситуации. Читателям было предложно самим определить свое отношение к ней (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу № А56-19284/2016).
Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо детально проанализировать словесные конструкции, которые были использованы. Например, отзыв о том, что компания (или ее товар) – не самая лучшая или оставляет желать лучшего, конечно, неприятен. Но основанием для иска о защите деловой репутации он вряд ли станет. Такое мнение является субъективным, и проверить его достоверность нельзя.
Другое дело, если сказать о том, что компания работает недобросовестно и нарушает закон. Например, заявить, что она не выплачивает зарплату, уклоняется от налогов, скрывается от кредиторов, выпускает некачественную продукцию и т.п. За такие утверждения, не подкрепленные конкретными...