Top.Mail.Ru

Денежная оценка испорченной деловой репутации

Деловая репутация или, проще говоря, имидж компании – ​важная составляющая бизнеса. Зарабатывать ее приходиться долго, а потерять можно в одночасье. Особенно если недобросовестные участники рынка поставят перед собой задачу запятнать репутацию конкурента. Впрочем, пострадавшая компания может взыскать с тех, кто распространяет порочащую информацию, компенсацию репутационного вреда. Расскажем, как это сделать.

Словосочетание «деловая репутация» для современной компании – не пустой звук. В условиях высокой конкуренции распространение любой негативной информации о фирме или ее продуктах наносит определенный, подчас очень ощутимый, вред. И даже после опровержения такой информации негативный фон может сохраняться. Поэтому встает вопрос о том, какие еще меры может предпринять пострадавшая компания. В статье мы рассмотрим такой инструмент, как взыскание денежной компенсации за причинение репутационного (нематериального) вреда.

Значение деловой репутации трудно переоценить, ведь она прямо влияет на выбор контрагентов и потребителей продукции, которые ориентируются на известность бренда, его общее восприятие на рынке. Хорошая и прочная деловая репутация достается с большим трудом, тогда как потерять ее очень легко: достаточно нескольких негативных публикаций в известных или профильных СМИ.

Распространение порочащей информации на языке закона называется диффамацией. Получив отрицательные сведения о компании, потенциальные клиенты будут с недоверием относиться к ее товарам (работам, услугам), предпочитая обращаться к конкурентам. Кстати, именно они подчас и выступают инициаторами распространения порочащей информации.

Непорочащая информация

Наиболее эффективный способ защиты – подача иска об опровержении, запрете распространения порочащей информации и о возмещении причиненного вреда. Но перед этим следует выяснить, действительно ли имеет место распространение порочащей информации. Возможно, речь идет о фактах, которые соответствуют действительности (и это можно проверить). Или высказываются оценочные суждения, мнения, убеждения, которые просто не могут быть проверены.

Судебная практика

Суд рассматривал иск к редакции газеты, журналисты которой написали статью о нерациональном управлении известной киностудией, о планах приватизации ее имущества, продаже активов, наличии крупной задолженности и других проблемах. Киностудии эта статья не понравилась, и она пыталась через суд опровергнуть изложенные в ней сведения. Однако иск был отклонен. Суд отметил, что высказывания в статье были критической оценкой событий и выражением субъективного мнения. Суждения журналистов и приглашенных экспертов в области киноиндустрии были сформулированы в корректной форме, без выводов по ситуации. Читателям было предложно самим определить свое отношение к ней (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу № А56-19284/2016).

Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо детально проанализировать словесные конструкции, которые были использованы. Например, отзыв о том, что компания (или ее товар) – не самая лучшая или оставляет желать лучшего, конечно, неприятен. Но основанием для иска о защите деловой репутации он вряд ли станет. Такое мнение является субъективным, и проверить его достоверность нельзя.

Другое дело, если сказать о том, что компания работает недобросовестно и нарушает закон. Например, заявить, что она не выплачивает зарплату, уклоняется от налогов, скрывается от кредиторов, выпускает некачественную продукцию и т.п. За такие утверждения, не подкрепленные конкретными...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

При осуществлении предпринимательской деятельности некоторые недобросовестные участники гражданского оборота используют различные ухищрения и уловки. Делают они это для заключения выгодных контрактов с государственными (муниципальными) или частными компаниями, преодоления административных барьеров и извлечения иных необоснованных преимуществ, на которые они не вправе были рассчитывать при обычных условиях, конкурируя с другими коммерсантами. К таким уловкам можно отнести выплату незаконных вознаграждений, которая, кстати, преследуется по закону. В статье анализируем практику судов и делаем выводы, когда могут привлечь к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за антикоррупционное правонарушение, какие смягчающие обстоятельства могут быть, когда от ответственности могут освободить, каков бывает размер штрафа и чем еще грозит привлечение к ответственности по данной статье, а также можно ли взыскать убытки с директора и/или участника в пользу общества из-за привлечения к такой ответственности. Эти обстоятельства нужно учитывать, особенно в преддверии традиционных подарков к 23 Февраля и 8 Марта.

Как взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами

Рассказываем о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ. Когда можно начислить проценты на сумму долга? За нарушение каких обязательств? Можно ли выбрать между процентами за пользование чужими денежными средствами и договорной неустойкой? Как рассчитать проценты? Каков срок исковой давности для их взыскания? Каков порядок взыскания и что необходимо доказать в суде? Когда досудебный порядок будет считаться соблюденным?

Руководитель организации ответственен за сохранность бухгалтерских документов

Бухгалтерия – ​основной отдел организации, который всегда с неохотой расстается с документами, даже для сдачи их в архив. Однако ответственность за сохранность бухгалтерских документов несет руководитель организации, а значит, держать документы в бухгалтерии «вечно» нельзя. Надо сдавать их в архив. Аргументы в пользу этого – ​в нашей статье. Ведь речь идет не только об обычных административных штрафах, но и о дисквалификации, а субсидиарная ответственность и вовсе может привести к необходимости выплатить многомиллионные суммы.

Как взыскать с оппонента судебную неустойку

Помимо классической неустойки, которая устанавливается договором, кредитор может наказать своего должника и за неисполнение принятого против него судебного акта. Как известно, судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, выполнение этого требования достигается за счет использования различных средств, и взыскание судебной неустойки – ​одно из них. Расскажем о том, когда и, самое главное, в каком размере ее можно взыскать. Приведем образцы различных формулировок для подачи документов в суд в целях взыскания судебной неустойки.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Если подпись оказалась поддельной

К сожалению, подделка подписей – ​распространенное явление нашей действительности. Для многих из нас поставить автограф «за того парня» – ​обычное дело. Конечно, многие фальсификации относительно безобидны (вспомним подделки подписей учителей в бумажных школьных дневниках). Но в некоторых случаях подделка подписи может довести до тюрьмы. Выясним, когда это может произойти; как самому определить, что подпись фальшивая; и главное – ​что делать при обнаружении подделки.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.