Указание разъездного характера работы в ЛНА и трудовом договоре, с одной стороны, позволяет работодателю снизить затраты по дополнительным выплатам работникам, а также минимизировать риски привлечения к ответственности, если с работником в дороге произойдет несчастный случай. С другой же – влечет дополнительные издержки, ведь отраслевыми соглашениями (и другими актами) могут быть установлены дополнительные гарантии работникам. На примерах показано, как установить характер работ в локальных нормативных актах и каким образом прописать порядок выплаты компенсаций.
Законодательно не установлено, в каких случаях характер работы должен быть прописан в обязательном порядке. В данной статье мы разберемся, когда же может быть установлен разъездной характер работы, зачем прописывать территорию разъездов, а также какие надбавки и компенсации должны быть при этом установлены.
Когда необходимо указать, что характер работ разъездной
Одним из обязательных условий трудового договора предусмотрено указание в необходимых случаях характера работы (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Характер работы может быть разъездной, в пути, подвижной и др. Разъездной характер работы устанавливается работникам, выполнение трудовой функции которых связано непосредственно с разъездами. Например, юрист, в должностные обязанности которого входит участие в судебных процессах, консультирование заказчиков вне местонахождения его (юриста) рабочего места и т.д. То есть такому работнику необходимо установить разъездной характер работы, так как направление работника в поездку вне места постоянной работы может быть признано командировкой. И тогда работодателю грозят дополнительные финансовые затраты, ведь время нахождения в командировке оплачивается работнику исходя из его среднего заработка.
Законодатель устанавливает, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, письменная фиксация условия о разъездном характере работы позволяет работодателю снизить затраты по дополнительным выплатам работникам. Ранее, до отмены командировочных удостоверений и служебных заданий, выгода разъездного характера работы была еще в уменьшении документооборота (при служебных поездках были необязательны командировочные удостоверения и служебные задания), но это время прошло.
Получается, что установление разъездного характера работы необходимо, если выполнение трудовых обязанностей связано с возможными разъездами в черте города, в котором трудоустроен работник, либо в иной местности. Стоит отметить, что работодатель не только уменьшает затраты по выплате заработной платы, но и минимизирует риски привлечения к ответственности. Поясним: если с работником произойдет несчастный случай во время нахождения в служебной поездке, а работодатель не отразил его отсутствия по месту работы и в табеле учета рабочего времени была проставлена явка, то возникнет вопрос о несоблюдении законодательства и применении административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Правильно оформленный разъездной характер работы хотя и помогает работодателю во многом, но имеет также и свои минусы. Например, отраслевыми соглашениями могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации для работников, которые будут обязательными для работодателей. Но об этом скажем чуть ниже.
Фиксируем характер работы в документах
Как же установить разъездной характер работы? Для начала необходимо закрепить данное условие в трудовом договоре.
Достаточно много вопросов возникает у работников кадровой службы об указании территории разъездов. Нужно ли это? Или можно обойтись без ее упоминания? Обязанность по установлению территории разъездов при разъездном характере работы законодательно не закреплена, т.е. получается, что в случае отсутствия указания на нее каких-либо рисков для работодателя быть не должно.
Но, по нашему мнению, так как законом данный вопрос не урегулирован, то установление территории разъездов обезопасит работодателя от признания служебной поездки служебной командировкой. Одним из плюсов отсутствия в законе требований по данному вопросу является то, что работодатель может прописать территорию разъездов в тех пределах, которые ему необходимы.
Работник осуществляет трудовую деятельность в пределах столицы и пригорода, поэтому территория разъездов может быть указана как город Москва и Московская область. Если же работник перемещается по всей России, то работодатель может указать как отдельные города (в которых работник бывает чаще всего), так и всю территорию Российской Федерации. Запрета на это в законе нет.
Формулировка в трудовом договоре о разъездном характере работы может выглядеть следующим образом: «Работнику устанавливается разъездной характер работы с территорией разъездов - г. Москва и Московская область».
Обратите внимание, что при установлении разъездного характера работы и территории разъездов необходимо указание в трудовом договоре места работы сотрудника со ссылкой на адрес.
Еще одним обязательным условием при разъездном характере работы является установление перечня работ, профессий, должностей с разъездным характером работы в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах. Данное требование закреплено ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ. Таким образом, для соблюдения установленных законом норм перечни должностей, которым может быть установлен разъездной характер работы, должны быть закреплены в коллективном договоре (при его наличии), локальных нормативных актах работодателя.
При этом работодатель может разработать как отдельный локальный нормативный акт, например Положение о разъездном характере работ, так и включить все необходимые условия в уже существующий в организации локальный нормативный акт (Положение о направлении работников в командировку и служебные поездки и др.) Так, в локальном нормативном акте можно указать: «Перечень должностей с разъездным характером работы установлен в Приложении 1 к настоящему Положению» и приложить соответствующий список.
Мнение эксперта
Шилова Марианна, главный юрисконсульт Центра экономических услуг
Кроме перечисленных документов, работодателю желательно иметь еще один - журнал регистрации / учета служебных поездок (местных командировок). Его наличие в организации защищает интересы как работника, так и работодателя. Работник, отметившийся в журнале, докажет, что во время его отсутствия он не прогуливал, а был в разъездах, а работодатель сможет проконтролировать поездки сотрудников и установить, были ли нарушения трудового распорядка и режима работы с их стороны.
Для разработки журнала можно воспользоваться формами, утвержденными специальными актами для отдельных отраслей, см. например, приложение № 2 к Порядку использования и учета проездных документов, связанных со служебными поездками работников Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденному распоряжением Минтранса России от 07.04.2014 № МС-32-р.
Выглядеть журнал в небольшой компании может следующим образом.
Храниться он может, например, у секретаря, и все отъезжающие должны будут в нем регистрироваться.
Если компания средняя или крупная и в ней сложная структура, а отделы расположены удаленно, то целесообразно сделать такой журнал в каждом из структурных подразделений. В этом случае он может выглядеть следующим образом.
В некоторых случаях может быть полезно сделать журнал электронным и доступным по интернету, чтобы сотрудник мог зайти с любого гаджета (телефона, ноутбука, компьютера) и отметиться.
Важный момент, который часто упускают работодатели, заводя подобный журнал, - они не ознакамливают работников с правилами его заполнения. В этом случае он теряет свою цель, поскольку ни работодатель, ни работник не смогут на него сослаться в случае конфликта. Во избежание подобных ситуаций рекомендуем издать приказ (распоряжение) о порядке ведения журнала регистрации / учета поездок сотрудников. В нем следует прописать не только обязанность сотрудников отмечать дату, время и цель поездки, но и обязанность непосредственных руководителей (или иного лица, например, генерального директора организации) визировать поездки подчиненных.
На практике ежедневное визирование применяется не всегда, особенно когда в компании трудится много работников. Иногда свою подпись начальник ставит в конце недели / месяца. Но имейте в виду, во втором случае привлечь работника к ответственности за несанкционированный отъезд будет проблематично, ведь визирование было постфактум. Однако такие периодические проверки сами по себе дисциплинируют работников, поскольку они знают, что их непосредственный начальник может в любой момент проверить, отсутствовали они на рабочем месте по служебным причинам или по иным.
Компенсации при разъездном характере работ
Еще одним немаловажным вопросом, заботящим многих работодателей, у которых уже предусмотрен разъездной характер работы сотрудников, и тех, которые только хотят его установить, является вопрос о гарантиях и компенсациях, их размерах и порядке предоставления.
Перечень компенсаций работнику при направлении его в служебную поездку законодательно установлен (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ). В нем упомянуты:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов должны быть установлены коллективным договором, соглашениями в рамках социального партнерства, локальными нормативными актами или трудовым договором. Размер суточных, компенсация расходов по проезду, порядок возмещения дополнительных затрат могут быть отражены в Положении о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. В Примере 2 приведем фрагмент положения, где обговаривается размер суточных исходя из расходов на питание.
Пример 2. Фрагмент Положения о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками
Многие работодатели считают, что обязаны дополнительно выплачивать надбавку за разъездной характер работы. По общему правилу, установление надбавки за разъездной характер работы не предусмотрено. Однако имейте в виду, она может быть установлена отраслевыми / межотраслевыми / территориальными / региональными / межрегиональными соглашениями и нормативными правовыми актами, распространяющимися на определенные сферы деятельности.
Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014-2016 годы предусматривает следующий порядок определения размеров суточных при разъездном характере работы: «В случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, в коллективных договорах и локальных нормативных актах суточные за разъездной характер работы рекомендуется устанавливать в размере до 20% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 50% нормы суточных, выплачиваемых при командировках, а при поездках длительностью не менее двух часов - до 15% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 40% нормы суточных, выплачиваемых при командировках».
Кроме того, рекомендуем обратить внимание на следующие нормативные правовые акты:
- постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.12.1960 № 1335/31 «Об утверждении Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков»;
- постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.12.1965 № 818/39 «О порядке и размерах возмещения расходов работникам культурно-просветительных учреждений, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер»;
- постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.03.1965 № 145/8 «О порядке и размерах возмещения расходов работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и военизированной охраны железнодорожного транспорта, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков»;
- постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.05.1981 № 149/9-67 «О порядке и размерах возмещения расходов работникам предприятий электрических сетей системы Министерства энергетики и электрификации СССР, постоянная работа которых имеет разъездной характер».
Данные акты применяются в части, не противоречащей ТК РФ, и имеют отраслевую специфику. В них работодатель найдет размер надбавок по различным отраслям, которые следует применять, если они его затрагивают.
Кроме того, работодатель вправе самостоятельно установить надбавку за разъездной характер работы и предусмотреть порядок ее расчета, размер и другие вопросы посредством включения их в коллективный договор или локальные нормативные акты организации (Пример 4).
Пример 4. Фрагмент коллективного договора
7.1. Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается надбавка в размере 15% месячного должностного оклада. Указанная надбавка выплачивается в случае, если работник был направлен в служебные поездки более двух раз в месяц не менее чем на два календарных дня.
Мнение эксперта
Шилова Марианна, главный юрисконсульт Центра экономических услуг
В локальном нормативном акте должен быть прописан и порядок выплаты компенсаций. Приведем пример.
Как видите, законодательно не определено, в каких случаях должен быть установлен разъездной характер работы, что в определенном смысле развязывает работодателю руки. Ключевым моментом в данном вопросе является прописание порядка направления сотрудников в служебные поездки, размеров компенсаций, порядка их выплат в локальных нормативных актах работодателя, а также утверждения перечня должностей работников, которым полагаются такие выплаты. Главное не упускать из виду те соглашения в рамках социального партнерства, которые могут распространяться на сферу деятельности организации.
При грамотном подходе работодатель облегчает себе жизнь. Ведь если работник «путешествует» во время исполнения трудовых обязанностей, установление разъездного характера работы минимизирует риски компании.