Top.Mail.Ru
Чем приказ отличается от распоряжения? Когда поручение заменяет распоряжение и когда его нельзя использовать? Какие реквизиты следует проставлять на рассматриваемых документах? Когда нужно использовать бланк? На эти и другие вопросы ответы ищите в статье нашего эксперта.

Существует несколько видов распорядительных документов, издаваемых единолично. Поможем разобраться, в каких ситуациях и кем может издаваться приказ, распоряжение и поручение. Какова разница в их оформлении?

Распорядительные документы представляют собой подсистему, которая включается в унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД). В данную подсистему традиционно входят документы, которые издаются на основе управленческого принципа единоначалия: приказы, распоряжения и указания. Новым видом документа в настоящее время стало поручение, которое уже широко применяется в практике государственного и муниципального управления, а также в деятельности коммерческих организаций.

Назначение документов

Все особенности издания и видовой состав распорядительных документов определяются целями и ситуациями их издания. Посмотрите в Таблице 1 определения наименований видов распорядительных документов, разработанные еще в 1970-е годы1 и актуализированные в профессиональном словаре 2014 года2.

На базе определений ЕГСД сложилось и современное, наиболее часто встречающееся в локальных нормативных актах организаций, определение приказа – это правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, в целях решения и основных, и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

В деятельности коммерческих структур указание сейчас соответствует устному заданию или поручению. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «О акционерных обществах» предусматривает, что «...единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор)... утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками».

Таблица 1. Определения наименований видов распорядительных документов

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Каких ошибок нужно избегать при составлении служебных писем

Рассказываем, на что обращать внимание при оформлении бланка письма, обязательных и желательных реквизитов. В частности, как правильно прописать адресата, указать реквизиты подписи, отметку об исполнителе и о приложении, оформить заголовок и сам текста письма, указать должность, ученую степень, звание, фамилию и инициалы, наименование организации. Выясняем, какой текст нельзя разбивать на разные строки, как писать даты и календарные сроки, когда и где в тексте письма стоит проявлять уважение, когда делать наращение, как использовать отдельные знаки (процент, параграф), «встречу» внутренних и внешних кавычек, где ставить оттиск печати. Для наглядности приводим правильный и неправильный примеры письма.

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.

Перенос отпуска по инициативе работника: оформление документов

Работник и работодатель обязаны соблюдать утвержденный график отпусков. В исключительных случаях отпуск может быть предоставлен не по графику. Рассматриваем ситуации, когда работник просит перенести отпуск на другие даты, в том числе и по вине работодателя. Рассказываем об основаниях для переноса отпуска по инициативе работника, в том числе в связи с нарушением работодателем сроков уведомления об отпуске или выплаты отпускных, а также по личным обстоятельствам. Выясняем, достаточно ли для переноса отпуска по инициативе работника только его заявления с резолюцией работодателя или необходимо издать приказ. Приводим четыре образца заявлений работника о переносе отпуска по привычной форме и приближенной к общим правилам составления организационно-распорядительных документов.

Оформляем дубликат трудовой книжки

Как правильно оформлять дубликат трудовой книжки в различных ситуациях, какие документы для этого потребуются. Какой установлен срок изготовления и какие особенности передачи дубликата работнику надо учесть, в том числе как оформить дубликат, если трудовая пришла в негодность (с учетом позиции чиновников Минтруда России и здравого смысла). Можно ли отправить дубликат почтой.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.