За последнее время деловая жизнь еще больше «ушла» в Интернет. В статье конкретно и по пунктам перечислены правила этикета делового общения в сети: по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.), а также в соцсетях. Расскажем про правила общения и как их внедрить в организации.
В век цифровизации, когда каждый день превращается в онлайн-трансляцию, когда мы планируем свое время и тратим деньги с помощью телефона и интернета, трансформируются многие процессы в жизни человека, особенно коммуникационные. Общение людей, будь то личное или деловое, переходит в онлайн-формат. И если с личным общением в сети дела обстоят достаточно просто – каждый в зависимости от степени «близости» собеседника определяет нормы, то с деловым общением ситуация сложнее.
Трансформация общения
10 лет назад рабочий день офисного работника обычно начинался с проверки почты в Outlook, переписки с коллегами в корпоративной ICQ и проверки распечаток выгрузки банковских приходов по клиентам около общей доски объявлений. У каждого на столе стоял стационарный телефон, и мы умели перехватывать и переводить звонки друг на друга.
5 лет назад Outlook все так же был неотъемлемой частью деловой жизни, однако корпоративное общение перешло в Skype, где можно было устраивать собрания, не выходя из своего кабинета, а выгрузки бухгалтерия присылала на рабочую почту.
Сейчас рабочий день у большинства специалистов, работающих на компьютере, начинается с запуска CRM-системы, проверки в ней задач и ответов на вопросы, а вся рабочая коммуникация происходит в чатах мессенджеров 1. О рабочем телефоне как «о возможности спросить» большинство уже забыли. Живое общение осталось лишь во время собраний.
Вот так незатейливо произошла трансформация делового общения из живого формата в цифровой. Вместе с этим переходом начали стираться границы статусов и должностей, слова великого и могучего русского языка «заболели коверканьем и сокращениями», а деловой этикет, как горящий лайнер, до сих пор пытается спасти то, что уцелело после «цифровой революции».
Мессенджеры и цифровой этикет
Сейчас во многих компаниях в качестве основного средства взаимодействия используют мессенджеры: WhatsApp и другие наиболее распространенные в нашей стране приложения, как для личного, так и корпоративного пользования.
На практике среди знатоков лидирует Telegram. Программа бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами, что позволяет использовать ее и на своем телефоне, и на компьютере в офисе. Есть также онлайн-версия. Отличительная особенность этой программы – защита данных пользователей. Вся информация проходит протокол шифрования данных алгоритмами криптографической защиты.
WhatsApp не так хорошо защищен, но более популярен, чем Telegram. Согласно исследованиям холдинга «Ромир», уже который месяц WhatsApp уверенно лидирует в рейтинге использования мобильных приложений.
Его зеленый значок узнают даже пенсионеры и дети. Действительно, бесплатный быстрый обмен сообщениями, аудио-, видеозвонками, документами завоевал мировую любовь. Для использования в корпоративных целях, как правило, устанавливают приложение на компьютер или используют онлайн-версию. Программа также бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами.
Переход живого общения в мессенджеры имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы – это возможности: решить рабочие вопросы оперативно, даже находясь вне офиса; быть на связи тогда, когда кто-то из собеседников не может говорить (например, можно согласовать вопрос, когда руководитель на встрече; тихо подсказать подчиненному, что ответить клиенту, и т.п.).
Но есть и огромные минусы – стираются границы: русского языка и культуры речи, этикета (порой даже норм приличия), иерархии. И этому надо противостоять.
Человечество разделилось на 2 лагеря – тех, кто «за» демократичность общения, и тех, кто против. Если бы демократичность общения не подразумевала под собой сообщения в 01.00 ночи «Пжлст, посмотри договор Иванова, завтра в 9 мне с ним к клиенту ехать. Спс», вероятно, большинство людей не имело ничего...