За последнее время деловая жизнь еще больше «ушла» в Интернет. В статье конкретно и по пунктам перечислены правила этикета делового общения в сети: по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.), а также в соцсетях. Расскажем про правила общения и как их внедрить в организации.

В век цифровизации, когда каждый день превращается в онлайн-трансляцию, когда мы планируем свое время и тратим деньги с помощью телефона и интернета, трансформируются многие процессы в жизни человека, особенно коммуникационные. Общение людей, будь то личное или деловое, переходит в онлайн-формат. И если с личным общением в сети дела обстоят достаточно просто – каждый в зависимости от степени «близости» собеседника определяет нормы, то с деловым общением ситуация сложнее.

Трансформация общения

10 лет назад рабочий день офисного работника обычно начинался с проверки почты в Outlook, переписки с коллегами в корпоративной ICQ и проверки распечаток выгрузки банковских приходов по клиентам около общей доски объявлений. У каждого на столе стоял стационарный телефон, и мы умели перехватывать и переводить звонки друг на друга.

5 лет назад Outlook все так же был неотъемлемой частью деловой жизни, однако корпоративное общение перешло в Skype, где можно было устраивать собрания, не выходя из своего кабинета, а выгрузки бухгалтерия присылала на рабочую почту.

Сейчас рабочий день у большинства специалистов, работающих на компьютере, начинается с запуска CRM-системы, проверки в ней задач и ответов на вопросы, а вся рабочая коммуникация происходит в чатах мессенджеров 1. О рабочем телефоне как «о возможности спросить» большинство уже забыли. Живое общение осталось лишь во время собраний.

Вот так незатейливо произошла трансформация делового общения из живого формата в цифровой. Вместе с этим переходом начали стираться границы статусов и должностей, слова великого и могучего русского языка «заболели коверканьем и сокращениями», а деловой этикет, как горящий лайнер, до сих пор пытается спасти то, что уцелело после «цифровой революции».

Мессенджеры и цифровой этикет

Сейчас во многих компаниях в качестве основного средства взаимодействия используют мессенджеры: WhatsApp и другие наиболее распространенные в нашей стране приложения, как для личного, так и корпоративного пользования.

На практике среди знатоков лидирует Telegram. Программа бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами, что позволяет использовать ее и на своем телефоне, и на компьютере в офисе. Есть также онлайн-версия. Отличительная особенность этой программы – защита данных пользователей. Вся информация проходит протокол шифрования данных алгоритмами криптографической защиты.

WhatsApp не так хорошо защищен, но более популярен, чем Telegram. Согласно исследованиям холдинга «Ромир», уже который месяц WhatsApp уверенно лидирует в рейтинге использования мобильных приложений.

Его зеленый значок узнают даже пенсионеры и дети. Действительно, бесплатный быстрый обмен сообщениями, аудио-, видеозвонками, документами завоевал мировую любовь. Для использования в корпоративных целях, как правило, устанавливают приложение на компьютер или используют онлайн-версию. Программа также бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами.

Переход живого общения в мессенджеры имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы – это возможности: решить рабочие вопросы оперативно, даже находясь вне офиса; быть на связи тогда, когда кто-то из собеседников не может говорить (например, можно согласовать вопрос, когда руководитель на встрече; тихо подсказать подчиненному, что ответить клиенту, и т.п.).

Но есть и огромные минусы – стираются границы: русского языка и культуры речи, этикета (порой даже норм приличия), иерархии. И этому надо противостоять.

Человечество разделилось на 2 лагеря – тех, кто «за» демократичность общения, и тех, кто против. Если бы демократичность общения не подразумевала под собой сообщения в 01.00 ночи «Пжлст, посмотри договор Иванова, завтра в 9 мне с ним к клиенту ехать. Спс», вероятно, большинство людей не имело ничего...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Выбираем и дарим подарок: инструкция на все случаи

Вы наверняка замечали, что с годами выбор подарка и процесс его вручения становится все более обыденным. Разберемся, откуда пошел ритуал дарить подарки, с чем он связан, что должно быть у хорошего подарка, какими бывают дары, как усилить впечатление от подарка и каких стоит избегать. Ну и наконец дадим рекомендации, как именно дарить.

Как создавать позитивный настрой

О том, что позитивное мировосприятие – ​это залог хорошего здоровья, удач в жизни и душевного комфорта, известно давно. И все с этой темой, казалось бы, понятно, кроме того, как сохранять положительный настрой на фоне зачастую не самой приятной информации, поступающей из внешних источников. Чему и как радоваться, когда пандемия рушит планы, люди в ближнем окружении болеют, а экономическая ситуация требует в очередной раз затянуть пояса? И тем не менее стать жизнерадостным можно! Как? Сейчас разберемся! Впереди праздники, и хорошее настроение будет очень кстати. Если вы испробуете все элементарные, но действенные техники, описанные в этой статье, уровень вашей жизненной энергии и радости точно пойдет резко вверх.

Эмоции под контролем

В новых условиях большинству людей оказалось сложно справиться с нарастающим психологическим напряжением, давлением негативных новостей, приступами паники, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствием спокойствия в дне сегодняшнем. Эти состояния не только приводят к постоянному стрессу, но напрямую снижают личную эффективность. Поговорим о том, как держать отрицательные эмоции под контролем и не дать им управлять вашей жизнью, мешать благополучию. Дадим рекомендации, которые можно использовать на практике, чтобы жить счастливо.

Корпоративное мероприятие онлайн

В условиях экономии бюджета, перевода части сотрудников на «удаленку», введения ограничений встает вопрос о том, чтобы перенести корпоративные мероприятия в онлайн-формат. Поговорим о том, какие способы для этого существуют, как сделать такой праздник полезным, интересным, запоминающимся и качественным. Расскажем о разных видах активности, которые можно использовать в Интернете, как они связаны с бюджетом, что потребуется сделать и каких ошибок желательно избежать.

Корпоративное мероприятие онлайн

В условиях экономии бюджета, перевода части сотрудников на «удаленку», введения ограничений встает вопрос о том, чтобы перенести корпоративные мероприятия в онлайн-формат. Поговорим о том, какие способы для этого существуют, как сделать такой праздник полезным, интересным, запоминающимся и качественным. Расскажем о разных видах активности, которые можно использовать в Интернете, как они связаны с бюджетом, что потребуется сделать и каких ошибок желательно избежать.

Как создавать позитивный настрой

О том, что позитивное мировосприятие – ​это залог хорошего здоровья, удач в жизни и душевного комфорта, известно давно. И все с этой темой, казалось бы, понятно, кроме того, как сохранять положительный настрой на фоне зачастую не самой приятной информации, поступающей из внешних источников. Чему и как радоваться, когда пандемия рушит планы, люди в ближнем окружении болеют, а экономическая ситуация требует в очередной раз затянуть пояса? И тем не менее стать жизнерадостным можно! Как? Сейчас разберемся! Впереди праздники, и хорошее настроение будет очень кстати. Если вы испробуете все элементарные, но действенные техники, описанные в этой статье, уровень вашей жизненной энергии и радости точно пойдет резко вверх.

Новая годная мотивация

Новый год – ​это всегда некий рубеж и подведение итогов. Особенно в этом году, преподнесшем нам немало сюрпризов, сломавшем наши привычки и динамические стереотипы. Самым, пожалуй, сложным для многих оказалось – ​не растерять свою мотивацию двигаться вперед, сохранять позитивный настрой и принимать изменения. Кто-то в условиях «удаленки» и вовсе столкнулся с непривычной необходимостью самомотивации. Как ни удивительно, раньше мотивировал сам приход на работу, вид начальника и трудящихся коллег. Так где же брать мотивацию в это неспокойное время в нашем новом мире?

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Корпоративный тренер рассказывает, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.