За последнее время деловая жизнь еще больше «ушла» в Интернет. В статье конкретно и по пунктам перечислены правила этикета делового общения в сети: по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.), а также в соцсетях. Расскажем про правила общения и как их внедрить в организации.

В век цифровизации, когда каждый день превращается в онлайн-трансляцию, когда мы планируем свое время и тратим деньги с помощью телефона и интернета, трансформируются многие процессы в жизни человека, особенно коммуникационные. Общение людей, будь то личное или деловое, переходит в онлайн-формат. И если с личным общением в сети дела обстоят достаточно просто – каждый в зависимости от степени «близости» собеседника определяет нормы, то с деловым общением ситуация сложнее.

Трансформация общения

10 лет назад рабочий день офисного работника обычно начинался с проверки почты в Outlook, переписки с коллегами в корпоративной ICQ и проверки распечаток выгрузки банковских приходов по клиентам около общей доски объявлений. У каждого на столе стоял стационарный телефон, и мы умели перехватывать и переводить звонки друг на друга.

5 лет назад Outlook все так же был неотъемлемой частью деловой жизни, однако корпоративное общение перешло в Skype, где можно было устраивать собрания, не выходя из своего кабинета, а выгрузки бухгалтерия присылала на рабочую почту.

Сейчас рабочий день у большинства специалистов, работающих на компьютере, начинается с запуска CRM-системы, проверки в ней задач и ответов на вопросы, а вся рабочая коммуникация происходит в чатах мессенджеров 1. О рабочем телефоне как «о возможности спросить» большинство уже забыли. Живое общение осталось лишь во время собраний.

Вот так незатейливо произошла трансформация делового общения из живого формата в цифровой. Вместе с этим переходом начали стираться границы статусов и должностей, слова великого и могучего русского языка «заболели коверканьем и сокращениями», а деловой этикет, как горящий лайнер, до сих пор пытается спасти то, что уцелело после «цифровой революции».

Мессенджеры и цифровой этикет

Сейчас во многих компаниях в качестве основного средства взаимодействия используют мессенджеры: WhatsApp и другие наиболее распространенные в нашей стране приложения, как для личного, так и корпоративного пользования.

На практике среди знатоков лидирует Telegram. Программа бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами, что позволяет использовать ее и на своем телефоне, и на компьютере в офисе. Есть также онлайн-версия. Отличительная особенность этой программы – защита данных пользователей. Вся информация проходит протокол шифрования данных алгоритмами криптографической защиты.

WhatsApp не так хорошо защищен, но более популярен, чем Telegram. Согласно исследованиям холдинга «Ромир», уже который месяц WhatsApp уверенно лидирует в рейтинге использования мобильных приложений.

Его зеленый значок узнают даже пенсионеры и дети. Действительно, бесплатный быстрый обмен сообщениями, аудио-, видеозвонками, документами завоевал мировую любовь. Для использования в корпоративных целях, как правило, устанавливают приложение на компьютер или используют онлайн-версию. Программа также бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами.

Переход живого общения в мессенджеры имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы – это возможности: решить рабочие вопросы оперативно, даже находясь вне офиса; быть на связи тогда, когда кто-то из собеседников не может говорить (например, можно согласовать вопрос, когда руководитель на встрече; тихо подсказать подчиненному, что ответить клиенту, и т.п.).

Но есть и огромные минусы – стираются границы: русского языка и культуры речи, этикета (порой даже норм приличия), иерархии. И этому надо противостоять.

Человечество разделилось на 2 лагеря – тех, кто «за» демократичность общения, и тех, кто против. Если бы демократичность общения не подразумевала под собой сообщения в 01.00 ночи «Пжлст, посмотри договор Иванова, завтра в 9 мне с ним к клиенту ехать. Спс», вероятно, большинство людей не имело ничего...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

Ошибки в общении с подчиненными: обнаружить и избавиться

Менеджмент – ​это не только планирование, учет и анализ показателей и результатов. Руководитель может быть сколь угодно хорошим стратегом, но если он не умеет строить конструктивные отношения с подчиненными, его знание бизнес-процессов и понимание рынка принесут крайне слабые результаты. Ошибки, которые допускают начальники в общении, стоят порой слишком дорого. Самые распространенные и очевидные последствия неправильных отношений – ​текучесть кадров и снижение качества человеческих ресурсов. В статье рассказываем об ошибках руководства и роли hr-менеджера в их преодолении.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Зачем скрывать свой цифровой след

Серфя в Интернете, многие не задумываются, что оставляют цифровые следы, которые легко собрать и проанализировать. Выясним, какие цифровые следы вы оставляете и что они могут о вас сказать; как очищать свою историю посещений сайтов, как просматривать их в режиме «инкогнито»; как разумнее вести себя, чтобы формировать в Интернете нужный вам образ для потенциальных работодателей; как обезопасить себя от злоумышленников в сети и др.

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

Ошибки в общении с подчиненными: обнаружить и избавиться

Менеджмент – ​это не только планирование, учет и анализ показателей и результатов. Руководитель может быть сколь угодно хорошим стратегом, но если он не умеет строить конструктивные отношения с подчиненными, его знание бизнес-процессов и понимание рынка принесут крайне слабые результаты. Ошибки, которые допускают начальники в общении, стоят порой слишком дорого. Самые распространенные и очевидные последствия неправильных отношений – ​текучесть кадров и снижение качества человеческих ресурсов. В статье рассказываем об ошибках руководства и роли hr-менеджера в их преодолении.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Корпоративный тренер рассказывает, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.