Top.Mail.Ru
Как правильно оформлять табель учета рабочего времени в типичных и нестандартных ситуациях. Какие коды рекомендуется использовать при отсутствии прямого указания на тот или иной спорный случай в постановлении Госкомстата России. Нюансы заполнения табеля при его сменной работе и если выходные дни предоставляются по скользящему графику; когда часы работы попадают на ночную и дневную смены, выходные, нерабочие праздничные дни. Образцы оформления табеля под различные ситуации.

Табель учета рабочего времени – ​один из важнейших документов в кадровом делопроизводстве. Он позволяет решать массу разнообразных задач. В нем фиксируется время, отработанное каждым работником, значит, работодатель добросовестно выполняет норму ч. 4 ст. 91 ТК РФ. Чтобы посчитать зарплату, необходимо знать, кто, сколько и при каких обстоятельствах отработал. Все это прекрасно демонстрирует табель. В табель учета рабочего времени могут заглянуть суд при разрешении спора, ГИТ при проверке и иные ведомства.

Поэтому очень важно оформлять этот документ без ошибок. Начнем с того, какую форму табеля и какие коды лучше использовать.

О выборе формы табеля и использовании кодов

Негосударственный сектор уже много лет вправе использовать самостоятельные формы первичных учетных документов, в том числе и форму табеля. Большинство работодателей продолжили вести учет рабочего времени по формам № Т-12 или Т-13 1 в неизменном виде либо со своими доработками. Например, в форму табеля часто добавляют реквизит «Вид табеля: первичный – ​0, корректирующий – ​1, 2 и т. д.» 2 (подробнее о нем – в Примере 6).

Многие кадровики могут похвастаться тем, что уже разработали свой уникальный «фирменный» бланк, а вот условные обозначения (коды) все равно, как правило, оставляют «госкомстатовские». Почему они так живучи?

Традиционные коды понятны всем без дополнительных пояснений. Допустим, сменился в организации бухгалтер по расчету заработной платы или работник кадровой службы. Сколько времени потребуется новичку, чтобы выучить уникальную таблицу кодировки? А если табель придется изучать судье в ходе рассмотрения спора о взыскании оплаты труда или инспектору ГИТ, проводящему проверку по жалобе работника? Дополнительные усилия по дешифровке табеля, думается, не добавят им расположения к работодателю.

Заполнение табеля

В ассортименте Госкомстата России 36 кодов для отражения отработанного и неотработанного времени в двух вариантах:

  • буквенном
  • и цифровом.

Сначала разберем, как их использовать в различных ситуациях, а затем поговорим о дополнительных кодах, которые приходится изобретать работодателям. В примерах мы будем использовать буквенные коды как наиболее часто употребляемые на практике.

Рабочее время

Табель работника на «пятидневке» рассматривать не интересно. Там только:

  • «явки» с «восьмерками» (код «Я» с указанием традиционной продолжительности работы в дневное время 8 часов) и
  • выходные (код «В» – ​выходные дни (еженедельный отпуск) и нерабочие праздничные дни).

Некоторые сложности вносят случаи, когда работник трудится меньше стандартной нормы рабочего времени по разным причинам.

Самый распространенный вариант – ​режим неполного рабочего времени. Если он был установлен по соглашению сторон (ч. 1 ст. 93 ТК РФ) или по требованию работника (ч. 2 ст. 93 ТК РФ), отработанное время отмечается в табеле обычной кодировкой с указанием фактически отработанных часов. Аналогично учитывается рабочее время совместителей. Но когда инициатором неполного рабочего времени выступает работодатель (он может это сделать в целях сохранения рабочих мест, когда меняются организационные или технологические условия труда и есть риск массового увольнения работников, ст. 74 ТК РФ), в табеле появляется особый код – ​«НС».

Почему такое разделение в кодировке? Во всех этих случаях оплата производится...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Указываем справочные данные об организации на бланке письма

Отдел кадров время от времени составляет письма, отвечает на запросы сторонних организаций и ведомств. Разъясняем, какой состав сведений об организации должен быть на бланке письма. Как правильно писать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт, электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Узнаете, какие знаки препинания необходимо использовать и как располагать реквизиты. Приводим примеры углового и продольного расположения реквизитов на бланке письма.

Заполняем раздел об отпуске в личной карточке работника

Практики не рекомендуют отказываться от личных карточек работников, тем более что их теперь можно вести в электронном виде. В этих документах собрано много важных сведений о работниках, с их помощью удобно отслеживать некоторые изменения, например, касательно учета предоставленных отпусков. Рассматриваем подробно и с образцами заполнения личной карточки по госкомстатовской унифицированной форме № Т-2, как вносить записи в раздел VIII «Отпуск» в различных ситуациях, изменять или исправлять их.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Минтруд и Роструд о графике отпусков

График отпусков – ​это локальный акт работодателя, который определяет очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков на календарный год (ч. 1 ст. 123 ТК РФ). В нем ежегодные оплачиваемые периоды отпусков работников распределяются по месяцам в течение года. Утвердить график отпусков на предстоящий год работодатели обязаны не позднее чем за две недели до его наступления. На 2022 год сделать это необходимо до 17.12.2021. При этом важно учесть официальные разъяснения уполномоченных органов о том, как его составить, утвердить и исполнять. Мы подобрали для вас актуальные письма Минтруда России и Роструда, затрагивающие вопросы обязанностей работодателя по предоставлению отпусков, оформлению графика в первый и последующие годы работы, формы данного документа, нюансы заполнения в сложных ситуациях, внесения изменений. Рассказали про ответственность за нарушения в данной сфере. В статье вы также найдете удобные таблицы с описанием спорных ситуаций и путей их разрешения.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Топ-6 ошибок при установлении сменного режима рабочего времени и работы по графику

При установлении работы по графику работодатели нередко совершают ошибки. Например, вносят в него изменения и не согласовывают их с работником или согласовывают, но лишь устно. Бывает, что график существует чисто формально, в реальности все работают по неофициальному распорядку. Нередки и ситуации, когда сотрудника привлекают к работе сверх установленного времени работы по сменам. Несмотря на многочисленные нарушения, работодатели увольняют работников, не вышедших в свою смену или рабочий день. Суд же, рассматривая спор, выясняет, что на предприятии с графиком проблемы, и это истолковывается в пользу ­работника, а не работодателя.