Top.Mail.Ru
О направлении и приеме телефонограмм многие частные компании уже практически забыли. Однако на госслужбе этот вид деловых коммуникаций используют довольно активно, причем не только в общении между собой, но и с коммерческими организациями. Судебное делопроизводство также предполагает извещение участников судебных процессов при помощи телефонограмм (ч. 1 ст. 133 ГПК РФ, ч. 3 ст. 121 АПК РФ, ч. 1 ст. 96 КАС РФ). Рассказываем, что такое телефонограмма, что придает ей юридическую силу, как ее принять, зарегистрировать и сколько хранить.

Основная задача телефонограммы

С помощью телефонограмм обычно передаются следующие сведения:

  • приглашения на конференции, встречи, совещания, заседания;
  • информация о переносе или отмене назначенных ранее мероприятий;
  • просьбы направить представителей на выездные работы;
  • короткие отчеты;
  • запросы информации, не требующие приложений, и т. п.

Главная цель телефонограммы – ​документально зафиксировать факт передачи оперативной информации. Об этом говорит, например, п. 5.9.4 Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации, утв. приказом ФТС РФ от 09.07.2014 № 1331: «Телефонограммы используются для оперативного решения вопросов в случаях, когда сообщения, передаваемые по телефону, требуют документального оформления».

Обычно юристы говорят о том, что не следует использовать телефонограмму, когда могут возникнуть спорные ситуации, которые связаны с содержанием и самим фактом передачи документа и которые могут дойти до судебного разбирательства (исключение составляют случаи, когда использование телефонограммы оговорено нормативными правовыми актами, например, в ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, ч. 3 ст. 121 АПК РФ, ч. 1 ст. 96 КАС РФ). Ведь при передаче телефонограммы у автора документа нет документального подтверждения получения ее адресатом, а адресат не получает оригинал документа с подписью автора (выполнение этих двух условий способен обеспечить другой вид документа – ​письмо).

Телефонограмму скорее нужно рассматривать как дополнительный аргумент в судебном споре, а не как единственный и достаточный. Лучше всего ее использовать для решения задач, не выходящих за пределы родной организации / ведомства.

Требования к оформлению

В практике делопроизводства сложился способ оформления телефонограмм, который несколько варьируется в разных ведомствах и организациях. Жестких требований нет. На общефедеральном уровне есть только рекомендации. Поэтому если ваша организация / группа компаний / ведомство активно используют телефонограммы, то регламентация такой работы во внутренних документах становится необходимой.

В качестве примера можем привести уже не действующие методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 ВНИИДАД 1. Так, текст телефонограммы передается устно по каналам телефонной связи и записывается (печатается)...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как создать «умный» бланк документа в MS Word

«Умный» бланк документа, созданный при помощи шаблонов документов в MS Word версии 2010 и 2016, облегчит работу кадровику. Он поможет оптимизировать работу с документами, включая подготовку и оформление. Не нужно вспоминать правила оформления реквизитов, подглядывать в старые документы или в ГОСТ. Бланк позволит закрепить зоны расположения реквизитов; задать им форматирование; заложить подсказки и примеры оформления реквизитов в сам бланк; защитить от редактирования неизменные реквизиты и от удаления исполнителями обязательные реквизиты документа; задать правильную нумерацию страниц; включить закладки для определения координат отметки об электронной подписи и штампа с датой и регистрационным номером документа, присваиваемых в СЭД. Покажем на примере письма. Но эти рекомендации можно использовать и для уведомления, требования, приказа и пр.

Призыв работников по мобилизации: оформление документов

Даем пошаговую инструкцию по кадровым мероприятиям с комплектом образцов оформления документов в связи с частичной мобилизацией: общий приказ об урегулировании трудовых и связанных с ними отношений с работниками и кадровых мероприятиях в связи с объявлением частичной мобилизации в РФ; акт об отказе работника получить повестку; тексты уведомлений работнику о необходимости явки на работу для получения повестки и военкомату о невозможности вручить работнику повестку в связи с его отсутствием; заявление работника о приостановлении действия его трудового договора в связи с призывом на военную службу по мобилизации; приказы об освобождении работника от работы на период выполнения государственных обязанностей с сохранением места работы (должности) и среднего заработка, о приостановлении действия трудового договора с работником (для различных ситуаций), о возобновлении действия трудового договора после окончания периода военной службы по мобилизации. Узнаете также о законопроектах, касающихся отдельных аспектов мобилизации.

Кадровые процедуры с мобилизованными: замещение, перевод, увольнение

Поясняем, какие кадровые перестановки возможны для временного замещения мобилизованных на военную службу по призыву и приравненных к ним лиц. Отвечаем на вопросы, связанные с переводом и увольнением таких работников. Приводим образцы документов для разных ситуаций.

Возможности программы «МойОфис.Текст»

Импортозамещение затронуло многие сферы, в том числе и программное обеспечение. В связи с тем, что Microsoft ушел из России, закрыв доступ оте­чественным корпоративным заказчикам к обновлению программного обеспечения (ПО) и получению новых программных продуктов, многие компании стали переходить на отечественное ПО. Знакомим вас с российским аналогом MS Word – ​«МойОфис.Текст». Рассказываем, где скачать программу, для кого она будет платной. Показываем, как ей пользоваться на примере распространенных функций – ​как создать и отформатировать служебное письмо, сохранить файл, скачать бесплатные шрифты и пр.

Как создать «умный» бланк документа в MS Word

«Умный» бланк документа, созданный при помощи шаблонов документов в MS Word версии 2010 и 2016, облегчит работу кадровику. Он поможет оптимизировать работу с документами, включая подготовку и оформление. Не нужно вспоминать правила оформления реквизитов, подглядывать в старые документы или в ГОСТ. Бланк позволит закрепить зоны расположения реквизитов; задать им форматирование; заложить подсказки и примеры оформления реквизитов в сам бланк; защитить от редактирования неизменные реквизиты и от удаления исполнителями обязательные реквизиты документа; задать правильную нумерацию страниц; включить закладки для определения координат отметки об электронной подписи и штампа с датой и регистрационным номером документа, присваиваемых в СЭД. Покажем на примере письма. Но эти рекомендации можно использовать и для уведомления, требования, приказа и пр.

Кадровые процедуры с мобилизованными: замещение, перевод, увольнение

Поясняем, какие кадровые перестановки возможны для временного замещения мобилизованных на военную службу по призыву и приравненных к ним лиц. Отвечаем на вопросы, связанные с переводом и увольнением таких работников. Приводим образцы документов для разных ситуаций.

Временный перевод к другому работодателю в 2022 году: оформление документов

Временный перевод к другому работодателю в случае приостановки деятельности текущего – ​вынужденная мера, предложенная Правительством РФ в условиях внешнего санкционного давления на нашу страну. Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году» вступило в силу 01.04.2022. Документ мы подробно проанализировали в статье на стр. 11. А теперь хотим остановиться на важных процедурных моментах и оформлении документов. Рассказываем, как организовать и осуществить такой перевод в условиях отсутствия разъяснений со стороны уполномоченных госорганов, какие документы рекомендуем оформить в случае, если вам придется быть первопроходцем в данной сфере. Даем 14 образцов документов под различные ситуации. Разбираемся, как быть с внесением записей в трудовую книжку и с представлением отчетов по форме СЗВ-ТД при временном переводе к другому работодателю.

Призыв работников по мобилизации: оформление документов

Даем пошаговую инструкцию по кадровым мероприятиям с комплектом образцов оформления документов в связи с частичной мобилизацией: общий приказ об урегулировании трудовых и связанных с ними отношений с работниками и кадровых мероприятиях в связи с объявлением частичной мобилизации в РФ; акт об отказе работника получить повестку; тексты уведомлений работнику о необходимости явки на работу для получения повестки и военкомату о невозможности вручить работнику повестку в связи с его отсутствием; заявление работника о приостановлении действия его трудового договора в связи с призывом на военную службу по мобилизации; приказы об освобождении работника от работы на период выполнения государственных обязанностей с сохранением места работы (должности) и среднего заработка, о приостановлении действия трудового договора с работником (для различных ситуаций), о возобновлении действия трудового договора после окончания периода военной службы по мобилизации. Узнаете также о законопроектах, касающихся отдельных аспектов мобилизации.