Разбираем, кому и каким образом должен передать заявление работник в различных ситуациях, чтобы оно считалось поданным надлежащим образом. Как сотрудники обычно доказывают получение документа работодателем в случае конфликтных ситуаций. Узнаете среди прочего, как суд посмотрит на увольнение за прогул работника, который согласовал себе отгул с непосредственным руководителем и сумел это доказать; отзыв заявления об увольнении посредством электронной почты. А также каким образом распределяется бремя доказывания в споре о прогуле, когда работник утверждает, что подавал заявление об отпуске за свой счет.
ТК РФ предоставляет работникам ряд прав и гарантий, которые не зависят от усмотрения работодателя. И тогда задача сотрудника – просто поставить работодателя в известность о своем намерении ими воспользоваться (в некоторых случаях соблюдая определенный срок предупреждения или с представлением дополнительных документов). Есть вполне «безобидные» для работодателя просьбы, например когда сотрудник хочет получить копии документов, связанных с работой. Другие способны серьезно осложнить рабочий процесс: когда сотрудник заявляет об увольнении по собственному желанию, требует предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения зарплаты в удобное для него время (это полагается по закону отдельным категориям работников в определенных случаях), дополнительный «донорский» выходной, отказывается от дополнительной работы и т.д. Работодатель и отказать по закону не может, и отпустить сотрудника именно в тот момент бывает невозможно. И тогда возникает соблазн просто не принять от работника «неудобное» заявление или сделать вид, что его не было. А раз заявления нет, значит, работник своевольничает – наказать! Рассказываем, каких ошибок лучше избегать в сложных ситуациях.
Кому работник передает заявление?
Для начала вспомним, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Свои просьбы и требования работник адресует работодателю. А вот механизм «доставки» заявлений 1 в законе практически не прописан (об электронном документообороте и дистанционных работниках мы скажем отдельно). Поэтому в обычных коммерческих компаниях бумажный документооборот организуется самостоятельно исходя из их структуры, расположения подразделений и прочих обстоятельств. Ведь одно дело, когда директор находится в соседнем кабинете и доступен для общения с работниками ежедневно, другое – руководитель постоянно в разъездах, часы посещений жестко регламентированы (два часа в неделю по предварительной записи, кто не успел – тот опоздал).
Как заявления могут попасть к работодателю, если уполномоченного должностного лица нет здесь и сейчас? В одних компаниях заявления передаются кадровикам, в других – посредством секретаря, третьи организуют сбор и передачу документов через руководителей структурных подразделений и т.д. Эти моменты обычно закрепляют в локальном нормативном акте – положении о делопроизводстве и документообороте, инструкции по кадровому делопроизводству, в правилах внутреннего трудового распорядка, положении о персонале и пр. И если работник передаст заявление такому ответственному лицу, то это считается надлежащим уведомлением работодателя.
Иногда налаженная система документооборота работает без официального утверждения, а просто «по традиции». И в один прекрасный момент на «неудобном» заявлении вдруг о ней забывают. Однако подобный маневр может не сработать.
Напомним, что в гражданском праве есть такое понятие, как обычай.
Фрагмент документа
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Трудовое законодательство об обычаях ничего не знает, но это не мешает работникам доказывать правомерность передачи заявления не лично директору, а иному лицу, потому что так было принято в организации.
Работницу уволили за прогул, потому что разрешение на отгулы было получено только от непосредственного руководителя. Суд же указал: факт уведомления истицей работодателя о предоставлении ей отгулов в счет ранее отработанного времени, а также разрешение на предоставление отгулов со стороны работодателя имели место в соответствии со сложившейся в организации практикой. Сотрудница была восстановлена на прежней работе (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу № 88-1316/2020).
Как работник докажет получение работодателем заявления?
Как правило, находящиеся в отчаянии сотрудники пользуются всеми возможностями сообщить работодателю о своем грядущем...