Одна из будничных обязанностей кадровика – ​ознакомление работников с кадровыми документами. В частности, с приказами. Особенно доставляет хлопот, когда работника нет здесь и сейчас или он отказывается даже смотреть в сторону приказа. Ситуация осложняется тем, что в ТК РФ упоминаются только некоторые виды приказов (и распоряжений). А правила доведения их до сведения работника предусмотрены и вовсе в двух случаях. Как быть кадровику? Когда и при каких условиях можно оставить документ без ознакомительной подписи? Возможно ли вовсе отказаться от ознакомления работников с некоторыми видами приказов? Читайте, как правильно знакомить работников с приказами на бумаге и когда этим можно пренебречь. Пользуйтесь выверенными образцами записей на различных приказах об обстоятельствах невозможности ознакомить с документами работников под подпись, а также акта об отказе об ознакомлении.

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (увольнении)

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (увольнении), пожалуй, самый уважаемый вид приказа. Работодатель обязан его издавать во всех случаях прекращения трудовых отношений (ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ). Приказ об увольнении всегда имеет привычную бумажную форму: в отношении этого приказа не действует общая возможность ведения электронного документооборота (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ), а если цифровой формат используется для общения с дистанционным работником, то ему необходимо направить заверенную копию приказа (ч. 3 ст. 312.8 ТК РФ).

Теперь подробнее остановимся на правилах ознакомления работников с данным приказом.

Фрагмент документа

Часть 2 ст. 84.1 ТК РФ

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись… В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Как видим, работодатель должен иметь подтверждение ознакомления с приказом о прекращении трудового договора в виде «живой» (собственноручной) подписи работника (либо электронной, если увольняется дистанционный работник и ознакомление осуществляется в форме электронного документа).

И только если получить заветную подпись невозможно по объективным причинам, на приказе необходимо сделать соответствующую запись. Одна из таких причин прямо названа в законе: работник отказывается оставить автограф. Также работодатель не может ознакомить с приказом увольняемого работника, если он отсутствует на работе. Особый случай – когда приказ о прекращении трудовых отношений издается в связи со смертью работника. В последнем случае из содержания приказа вполне понятно, почему отсутствует подпись сотрудника. Но несмотря на всю абсурдность ситуации, запись о невозможности ознакомления тоже придется сделать, ведь исключений в ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ не установлено.

А вот вариант, когда работодатель просто забыл ознакомить работника с приказом об увольнении, законом не предусмотрен. Также не будет оправданием, если приказ и другие документы, предназначенные для увольняемого работника, находятся в головном офисе, а работник трудится на другом конце города или вовсе в другой местности. Здесь работодатель должен либо обеспечить явку работника в центральный офис в установленный срок, либо своевременно передать документы к рабочему месту увольняемого сотрудника.

Как может выглядеть «соответствующая запись»? Формально будет достаточно просто переписать подходящую формулировку из ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ:

  • «Приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника» или
  • «Работник отказался ознакомиться с приказом о прекращении трудового договора под подпись».

На практике, чтобы не возникало лишних вопросов или сомнений, в записи указывают конкретные причины, помешавшие ознакомить с приказом:

  • «Приказ невозможно довести до сведения работника в связи с его...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно назвать приказ об утверждении и введении в действие ЛНА?

Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?

Кто разрабатывает приказы о назначении матответственного и списании ТМЦ?

Кто именно должен готовить проекты приказов о назначении материально ответственного лица и списании товарно-материальных ценностей (сотрудники кадровой службы, бухгалтерии или материально ответственные лица)?

Особенности оформления приказов

Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Вводим электронный кадровый документооборот

С конца прошлого года работодатели могут полноценно переходить на электронный кадровый документооборот (ЭКДО / КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Ранее мы давали алгоритм внедрения электронного документооборота на цифровой платформе «Работа в России» (№ 2’ 2022). Теперь же покажем образцы обязательных для оформления документов в случае использования собственной информационной системы. Расскажем, как создать рабочую группу и разработать план перехода на КЭДО, что включить в обязательные ЛНА и соглашение об использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .

Особенности оформления приказов

Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?