Top.Mail.Ru
Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?
Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Как правильно оформить в тексте приказа организации:

  • считать приказ утратившим силу или
  • отменить приказ?

Слова, которыми мы обозначаем в приказах распорядительные действия, являются терминами собственно делового стиля.

Термин «признать (что?) утратившим силу» в настоящее время является универсальным. Смысловые оттенки значений в речевых формулах «признать утратившим силу» и «считать утратившим силу» в современном деловом языке перестали различаться, но они не стали синонимичными, и приоритетной является более строгая и высокая речевая формула с глаголом «признать».

Так, вы найдете варианты применения речевой формулы признания утратившими силу норм и требований в связи с их отменой или изменениями в приказах и иных правовых актах в текстах:

  • п. 3.11 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и
  • п. 3.3.7 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199).

Фрагмент документа

Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44)

3.11. В тексте приказа об утверждении, изменении или отмене ЛНА используются формулировки:

при утверждении нового ЛНА: «Утвердить (название ЛНА)» или «Утвердить (название ЛНА) и ввести в действие с (дата)». Например:

1.Утвердить Положение о локальных нормативных актах организации,

или

1.Утвердить Штатное расписание организации на 2018 год и ввести его в действие с 1 января 2018 г. (приложение).


при внесении изменений в ранее утвержденный ЛНА: «Внести изменения в (название ЛНА). Например:

1.Внести следующие изменения в Штатное расписание на 2018 год, утвержденное приказом ФБУ «Наименование организации» от 25 декабря 2017 г. № 345: ...


при отмене ранее утвержденного ЛНА: «Признать утратившим силу (название ЛНА), утвержденное...». Например:

4. Признать утратившим силу Положение о ненормированном рабочем дне, утвержденное приказом ФБУ «Наименование организации» от 15 февраля 2015 г. № 22.

Термин «отменить» вы можете встретить в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), п. 102 которых закрепляет очень узкую сферу применения и редко встречающуюся ситуацию: «Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин “отменить”».

Таким образом, правильнее всего использовать фразу «признать приказ утратившим силу».

Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Если мы не указываем дату введения документа в действие, корректно ли в приказе оформить формулировку «утвердить и ввести в действие» или лучше просто «утвердить»?

Это зависит от цели конкретного управленческого распорядительного действия в конкретной ситуации.

Если ЛНА или какой-то организационный или технологический документ должен вступить в силу с даты подписания приказа уполномоченным руководителем, то в тексте приказа достаточным является термин «утвердить». Данная речевая формула означает, что:

  • дата подписания приказа является одновременно
  • датой утверждения ЛНА и датой его вступления в силу.

Это общее правило, которое понятно и по умолчанию соблюдается всеми сотрудниками любого аппарата управления.

Если дата подписания приказа и дата утверждения ЛНА (приобретения им юридической силы) являются более ранними, чем дата вступления утвержденного документа в силу, то в пункте приказа используется речевая формула «утвердить и ввести в действие с…». При этом дата введения в действие ЛНА (т.е. дата, с которой утвержденный ЛНА становится обязательным для применения) должна быть специально и четко обозначена цифровым или буквенно-цифровым способом. Приказы могут подписываться заранее, если в конкретной ситуации внедрение ЛНА требует подготовительной организационной работы или назначения ответственных.

Пример 1. Приказ подписан раньше, чем вступает в силу утвержденный им регламент

Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

В приказах не принято ниже текста оформлять отдельную отметку о наличии приложений. Достаточно при упоминании документа в скобках указать, что он прилагается. Теперь вопросы:

  1. От чего зависит, что писать в скобках: у всех приложений слово «(прилагается)» или с указанием номера «(приложение 1)», «(приложение 2)», «(приложение 3)»? Например, если приложение единственное, то можно написать «(приложение 1)»? А если приложений несколько, то можно после упоминания каждого приложения написать без номера «(прилагается)»?
  2. Иногда приложений много и удобнее видеть ниже текста их список, например, такой как оформляется в сопроводительном письме. Можно так иногда делать в приказе, хотя в ГОСТе такого варианта не предусмотрено? Тогда в тексте после упоминания каждого приложения в скобках мы ничего не указываем?
  3. Если приложение к приказу единственное, то его можно оставить без номера 1? Или обязательно в верхнем правом углу утверждаемого документа написать «Приложение 1 к приказу...», даже если в тексте приказа в скобках написано без номера «(приложение)» или «(прилагается)»?
  4. В текстах приказов в нашей и других организациях принято писать «(прилагается)», хотя в ГОСТе такого варианта нет – там есть только слово «приложение» с номером или без. Вариант «(прилагается)» считается устаревшим? Лучше всегда писать «(приложение)»?

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно назвать приказ об утверждении и введении в действие ЛНА?

Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?

Кто разрабатывает приказы о назначении матответственного и списании ТМЦ?

Кто именно должен готовить проекты приказов о назначении материально ответственного лица и списании товарно-материальных ценностей (сотрудники кадровой службы, бухгалтерии или материально ответственные лица)?

Штатное расписание в вопросах и ответах

В ТК РФ нет прямого требования составлять штатное расписание. Однако этот документ должен быть в каждой организации. Почему это так, каков алгоритм его разработки, как правильно его оформить, кто его подписывает и как он утверждается, нужно ли проставлять печать, можно ли оформлять штатное расписание только в электронном виде, надо ли знакомить с ним работников, как часто нужно его обновлять, кто это обязан делать, сколько и где хранятся штатные расписания, что такое штатная расстановка и обязательно ли количество штатных единиц должно соответствовать количеству работников? Даем ответы на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы штатного расписания и штатной расстановки.

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.

Как знакомить работников с кадровыми приказами

Одна из будничных обязанностей кадровика – ​ознакомление работников с кадровыми документами. В частности, с приказами. Особенно доставляет хлопот, когда работника нет здесь и сейчас или он отказывается даже смотреть в сторону приказа. Ситуация осложняется тем, что в ТК РФ упоминаются только некоторые виды приказов (и распоряжений). А правила доведения их до сведения работника предусмотрены и вовсе в двух случаях. Как быть кадровику? Когда и при каких условиях можно оставить документ без ознакомительной подписи? Возможно ли вовсе отказаться от ознакомления работников с некоторыми видами приказов? Читайте, как правильно знакомить работников с приказами на бумаге и когда этим можно пренебречь. Пользуйтесь выверенными образцами записей на различных приказах об обстоятельствах невозможности ознакомить с документами работников под подпись, а также акта об отказе об ознакомлении.

Штатное расписание в вопросах и ответах

В ТК РФ нет прямого требования составлять штатное расписание. Однако этот документ должен быть в каждой организации. Почему это так, каков алгоритм его разработки, как правильно его оформить, кто его подписывает и как он утверждается, нужно ли проставлять печать, можно ли оформлять штатное расписание только в электронном виде, надо ли знакомить с ним работников, как часто нужно его обновлять, кто это обязан делать, сколько и где хранятся штатные расписания, что такое штатная расстановка и обязательно ли количество штатных единиц должно соответствовать количеству работников? Даем ответы на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы штатного расписания и штатной расстановки.

Как оформить дату в документах

Практика показывает, что даже опытные кадровики ошибаются, когда указывают даты в документах. Надо ли ставить 0 в начале даты? В каких случаях нужно добавлять кавычки к числу? Когда можно писать год полностью, а когда желательно сократить? Если событие длится несколько дней, то какой знак должен быть между числами – тире или дефис? Нужно ли ставить пробелы? Каковы особенности указания даты на электронном документе? Можно ли употреблять предлог «со» перед цифрой? Когда используется наращивание при записи чисел? Разъясняем просто и понятно, опираясь на ГОСТ.

Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений

Рассказываем, что должно быть в приказе и как можно его изменить или отменить. Что должен включать корректирующий приказ. Поясняем, в чем разница между признанием приказа утратившим силу и его аннулированием. В каких случаях формулировка приказа должна включать прямое указание на отмену им другого приказа. Разбираем на конкретных примерах, когда возможно аннулирование трудового договора и издание приказа об этом. Даем рекомендации, как оформить изменение приказа о приеме на работу и каким образом отменить приказ об увольнении по соглашению сторон. Узнаете и об отмене приказа об увольнении по решению суда. Получите готовые образцы разных приказов и соглашений, а также отдельные формулировки для них, которые понадобятся в сложных ситуациях.