Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.
Во всем, что касается трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, сейчас так много изменений, что непросто бывает уследить за каждым. Размах документооборота неуклонно растет: появляются новые требования в области обработки персональных данных работников, занятости, отчетности в госорганы, фонды и так далее. Но в этом круговороте нельзя забывать о базовых вопросах, которые всегда волнуют участников отношений наемного труда: что придется делать и сколько будут платить? И если со вторым вопросом все более-менее понятно, то с первым не все так просто.
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным условием для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). В большинстве случаев определение трудовой функции остается на усмотрение работодателя, и он вправе сформировать ее так, как ему необходимо для производственного процесса. Но следует помнить, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Причем профстандарты пригодятся на практике не только для тех работодателей, которые обязаны использовать их в своей работе. В связи с изменчивостью многих профессиональных сфер деятельности, конструкция профстандартов оказалась удобной для широкого круга работодателей, которым эти документы позволили четче и определеннее очертить круг обязанностей различных работников, требования к их образованию, опыту и профессиональным навыкам. На базе профстандартов разрабатываются должностные инструкции, составляются описания требований к соискателям, конструкции должностных обязанностей учитываются при разработке локальных нормативных актов о структурных подразделениях.
Первый профстандарт и необходимость его пересмотра
Минтруд России приказом от 06.10.2015 № 691н утвердил профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» (не действующий с 01.10.2022). Документ изначально охватил широкий спектр функций в рамках деятельности по управлению персоналом – от документационного обеспечения работы с персоналом до стратегического управления персоналом организации. Данная деятельность была отнесена к коду 78.30 ОКВЭД 1 – деятельность по подбору персонала прочая. Были предложены наименования базовой группы должностей (профессий) и специальностей.
По каждой обобщенной трудовой функции были утверждены:
- возможные наименования должностей, профессий;
- требования к образованию и обучению;
- требования к опыту практической работы.
По отдельным трудовым функциям разработаны перечни трудовых действий, необходимых знаний и умений.
Первый профессиональный стандарт послужил основой для разработки трудовых функций, составления должностных инструкций для многих работодателей и активно использовался на практике. Однако опыт применения стандарта, а также бурно развивающаяся цифровизация в сфере управления персоналом потребовали внесения корректив в утвержденный документ.
В пояснительной записке к проекту приказа об утверждении нового профстандарта Минтруд России отметил, что «актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с замечаниями, поступившими от компаний различных отраслей экономики, вузов и экспертного сообщества и результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта и внедрением современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства».
При разработке нового профстандарта «основные изменения и корректура были проведены в части требований к образованию и обучению, ОКСО 2 и наименованиям базовой группы, должности (профессии), включения тематики “цифровизация”».
Новый профстандарт: ключевые изменения
Новый профстандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден приказом Минтруда России от 09.03.2022 № 109н и вступил в силу с 01.09.2022. Его действие ограничено до 01.09.2028.
Что же конкретно изменилось? Для начала приведем фрагмент документа.
Фрагмент документа
Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Документационное обеспечение работы с персоналом |
6 |
Ведение документации по учету и движению персонала |
A/01.6 |
6 |
Разработка типовых форм документов по учету и движению персонала, сопровождение процедур оформления трудовых отношений |
A/02.6 |
6 |
Администрирование процессов и документооборота по учету и движению персонала, представлению документов по персоналу в государственные органы |
A/03.6 |
6 |
B |
Деятельность по обеспечению персоналом |
6 |
Сбор информации о потребностях организации в персонале |
B/01.6 |
6 |
Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала |
B/02.6 |
6 |
Администрирование процессов обеспечения персоналом и соответствующего документооборота |
B/03.6 |
6 |
C |
Деятельность по оценке и аттестации персонала |
6 |
Организация и проведение оценки персонала |
C/01.6 |
6 |
Организация и проведение аттестации персонала |
C/02.6 |
6 |
Администрирование процессов проведения оценки и аттестации персонала и соответствующего документооборота |
C/03.6 |
6 |
D |
Деятельность по развитию персонала |
6 |
Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала |
D/01.6 |
6 |
Организация обучения персонала |
D/02.6 |
6 |
Организация адаптации и стажировки персонала |
D/03.6 |
6 |
Администрирование процессов развития и построения профессиональной карьеры, обучения, адаптации, стажировки персонала и соответствующего документооборота |
D/04.6 |
6 |
E |
Деятельность по организации труда и оплаты персонала |
6 |
Организация труда персонала |
E/01.6 |
6 |
Организация оплаты труда персонала |
E/02.6 |
6 |
Администрирование процессов организации труда, оплаты персонала и соответствующего документооборота |
E/03.6 |
6 |
F |
Деятельность по формированию корпоративной социальной политики |
6 |
Разработка корпоративной социальной политики |
F/01.6 |
6 |
Реализация корпоративной социальной политики |
F/02.6 |
6 |
Администрирование процессов корпоративной социальной политики и соответствующего документооборота |
F/03.6 |
6 |
G |
Операционное управление персоналом и структурным подразделением организации |
7 |
Разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации |
G/01.7 |
7 |
Реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации |
G/02.7 |
7 |
Разработка и сопровождение процесса цифровизации и автоматизации управления персоналом |
G/03.7 |
7 |
Администрирование процессов операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации и соответствующего документооборота |
G/04.7 |
7 |
H |
Стратегическое управление персоналом |
7 |
Разработка системы стратегического управления персоналом |
H/01.7 |
7 |
Реализация системы стратегического управления персоналом |
H/02.7 |
7 |
Администрирование процессов стратегического управления персоналом и соответствующего документооборота |
H/03.7 |
7 |
Итак, произведена корректировка:
- в разделе I – формулировок в группе занятий профессиональной деятельности;
- в разделах II и III обобщенных трудовых функций (ОТФ) и отдельных трудовых функций (ТФ) 3 – привязки к уровням квалификации, описаний трудовых действий, а также формулировок требований к необходимым умениям и знаниям.
В ОТФ А «Документационное обеспечение работы с персоналом» изменены наименования ТФ, теперь они стали называться так: ведение документации по учету и движению персонала (A/01.6) и разработка типовых форм документов по учету и движению персонала, сопровождение процедур оформления трудовых отношений (A/02.6).
В ОТФ В «Деятельность по обеспечению персоналом» проведены точечные изменения во всех ТФ – скорректированы обязанности по работе...