Бизнес-тренер рассказывает о роли женщин в коллективе и, в частности, в тренинговой группе. О том, какие поведенческие особенности прекрасной половины человечества делают процесс обучения более интересным и эффективным!

Когда по работе приходится общаться со множеством людей, сталкиваться с их привычками и поведением, видеть, как они проявляют себя в разных ситуациях, волей-неволей начинаешь понимать определенные закономерности, делить участников семинаров и тренингов на типы и классы. К примеру, жители больших городов, от миллиона жителей и более, больше любят практику – активно участвуют в ролевых играх, любят презентации, кейсы. А вот жители небольших населенных пунктов почему-то любят покопаться в теоретических основах и ждут, когда тренер сообщит что-то новенькое, изобразит концепцию, посоветует литературу для самостоятельного изучения. В маленьких городах обожают дискуссии и мини-лекции.

Особого внимания заслуживает женская аудитория, и в праздник хотелось бы поговорить, конечно, о ней. Нисколько не хочу умалить достоинств сильного пола, но лично мне с женщинами работать интересней, потому что у них есть такие качества, которые делают любой семинар или тренинг похожим на приключение. Расскажу две небольшие истории, которые лучше всего характеризуют прекрасных дам и качества, которые их выгодно выделяют.

1. Эмоциональность и непредсказуемость. На мой взгляд, женщинам свойственно реагировать чуть более сильно, чем нужно. Эмоциональность, свойственная слабому полу, порой является объектом анекдотов. Однако на тренингах это качество часто к месту.

Пример 1

На семинаре-тренинге по бизнес-процессам обычно не до шуток. Материал, как говорят тренеры, «сухой», то есть трудноусваиваемый аудиторией. Под получасовой рассказ о требованиях ко «входам» и «выходам» люди обычно засыпают. На одном из тренингов я почувствовал, что теряю своих учеников, пробовал менять интонацию, смеяться, задавать провокационные вопросы, но группа, почти полностью состоявшая из мужчин, сонно клевала носами и остекленелыми взглядами смотрела на вашего покорного слугу. На мое счастье, одна из немногочисленных женщин, HR-дженералист, вдруг подняла руку и тоненьким голоском, явно волнуясь, заговорила: «Скажите, вот то, о чем мы говорим, все это, конечно, здорово. Но как мы будем внедрять процессный подход? Вот Павел Семенович (коммерческий директор вздрогнул и стряхнул с себя сонное наваждение), он ведь будет сопротивляться, он же даже регламента по подбору персонала принять не хочет! А Сергей Сергеевич (с директора по маркетингу слетело апатичное оцепенение, он захлопал глазами и впился взглядом в свою коллегу) никак не может согласовать учебный план… Да, учебный план… Для! Своих! Подчиненных! А Дмитрий Дмитриевич (начала она про генерального директора, но я ее остановил умоляющим жестом)…». Аудитория загудела, началась дискуссия, заговорили о материале, а я с удовольствием стал отвечать на вопросы.

Женская эмоциональность – источник энергии в коллективе (правда, когда коллектив сплошь женский, то бывает и перебор).

2. Умение поддержать и выслушать. Женщины меньше боятся выглядеть слабыми, может, поэтому они и сами способны оказывать поддержку.

Пример 2

На открытой группе для сотрудников HR-служб, где были и женщины, и мужчины, случился неприятный инцидент. Один из участников между делом пожаловался, что ему несправедливо не дают расти по карьерной лестнице. Я холодно заметил, что его трудности не имеют отношения к теме обучения, и попросил обсудить вопросы карьерного роста в другом месте. Участник замолчал, но, видимо, затаил обиду, потому что стал обрывать меня на полуслове, отказался участвовать в упражнениях и даже пытался внушить остальным, чтобы они не проявляли активность. «Что вы его слушаете, – говорил он, – это все попса, он сам не знает, о чем рассказывает». Признаюсь, легкий холодок пробегал у меня по спине, когда он при этих словах хрустел костяшками пальцев и разминал шею. Между тем мужчина разошелся настолько, что предложил мне «сеанс армрестлинга», то есть побороться на руках во время перерыва. И тут случилось небольшое чудо. Во время кофе-брейка (того самого, когда мы должны были бороться) к дестроеру1 подсела одна из его коллег, женщина. Они побеседовали минут десять, и мужчина преобразился. Он стал проявлять активность, делать замечания по существу, и группа заработала.

В конце дня я подошел к участнице, которая волшебным образом подействовала на мужчину, и спросил, как ей это удалось. «Да ничего особенного, посидели, поболтали, посмеялись, и еще я сказала, что он, вероятно, очень сильный», – сказала она, улыбаясь. Я был ошарашен. С моим армейским представлением о дисциплине, мне казалось, что самое главное – гордо нести звание бизнес-тренера и добиваться от других нужного поведения. А тут все так просто – поболтали, посмеялись. Как в притче про солнце и ветер2.

Наблюдая за женщинами, я немного изменил стиль ведения тренингов и семинаров. Теперь я позволяю себе быть более эмоциональным и, когда надо, поддерживаю участников. Так что у меня есть профессиональный повод поздравить женщин с Международным женским днем! Я рад представительницам прекрасного пола на группах и всегда желаю им быть эмоциональными, непредсказуемыми и понимающими!

Сноски 2

  1. От англ. destroyer – ​разрушитель. Термин, употребляемый некоторыми бизнес-тренерами для обозначения участника, который не дает развиваться группе – ​получать новый опыт, навыки, знания. Вернуться назад
  2. Притча Константина Ушинского: «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
    – Посмотри, – ​сказал Ветер, – ​как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
    Сказал – ​и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
    Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
    – Видишь ли, – ​сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – ​лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом». Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Семь вредно-новогодних советов: повышаем собственную ценность в глазах коллег и начальства

Мы постоянно рассказываем о том, как сотруднику кадровой службы вести себя, чтобы снискать одобрение начальства и уважение персонала, и никогда не говорим, как работать неправильно. Но ведь это же явное упущение! Поскольку потребность во вредных советах явно назрела, аккурат накануне Нового года мы с радостью восполняем пробел. Пользуйтесь, что называется, с умом.

Поздравляем с Новым годом: вредные советы

Совсем скоро мы будем поздравлять своих коллег, руководителей, клиентов и партнеров. В Новый год традиционно желают добра и счастья. Но что если нужно поздравить так, чтобы испортить человеку настроение? Все бывает в жизни, может вы хотите поссориться или желаете, чтобы вас поскорее уволили? Мы подготовили несколько советов, как это сделать наверняка.

Дед Мороз: «Пусть к каждому вашему читателю в этом году придет чудо и исполнятся все желания!»

До Нового года остаются считанные дни. Накануне праздника редакция журнала встретилась с Дедом Морозом и обсудила не только вопросы подготовки к Новому году и умения правильно загадывать желания, но также электронный документооборот в Новогодней канцелярии, применение профстандартов, импортозамещение и даже блокировку счетов главной новогодней корпорации.

С наступающим Новым годом!

На работе поздравление – это не просто формальность. В каждом из нас живет ребенок, который ждет чуда. И даже для взрослого человека пожелание – не только правило вежливости, но и волшебное заклинание! Так что, поздравляя своих коллег, руководство и подчиненных, мы даем им установку на целый год. А пожелать всегда хочется чего-то необычного и запоминающегося. ­Поэтому мы сделали для вас небольшие поздравительные заготовки. Пользуйтесь ими и поздравляйте коллег, чтобы Новый год был ­праздничным, ­беззаботным и ­веселым!

Половая дискриминация на российском рынке труда: неожиданный аспект

Представляем небольшой очерк о дискриминации на рынке труда по гендерному признаку. Автор утверждает, что работодатели при подборе персонала предпочитают кандидатов-женщин. Это очень спорный вопрос, по мнению редакции, но любая точка зрения имеет право на существование, тем более если она аргументирована. Если у вас появятся доказательства, опровергающие выводы этого материала, пишите нам, у вас есть возможность вступить в дискуссию.

Хоть стой, хоть падай. Фразы кандидатов на собеседовании

Нередко от кандидатов на собеседовании менеджеры по персоналу слышат фразы, которые так и хочется записать и повесить в рамочку на стену в качестве напоминания о нелегких буднях. Мы не устояли, собрали и опубликовали некоторые изречения особо отличившихся кандидатов.

Семь вредно-новогодних советов: повышаем собственную ценность в глазах коллег и начальства

Мы постоянно рассказываем о том, как сотруднику кадровой службы вести себя, чтобы снискать одобрение начальства и уважение персонала, и никогда не говорим, как работать неправильно. Но ведь это же явное упущение! Поскольку потребность во вредных советах явно назрела, аккурат накануне Нового года мы с радостью восполняем пробел. Пользуйтесь, что называется, с умом.

Дед Мороз: «Пусть к каждому вашему читателю в этом году придет чудо и исполнятся все желания!»

До Нового года остаются считанные дни. Накануне праздника редакция журнала встретилась с Дедом Морозом и обсудила не только вопросы подготовки к Новому году и умения правильно загадывать желания, но также электронный документооборот в Новогодней канцелярии, применение профстандартов, импортозамещение и даже блокировку счетов главной новогодней корпорации.