Применение обходных листов в трудовых отношениях настолько распространено в нашем государстве, что, пожалуй, среди трудящихся масс нет ни одного человека, который бы ничего об этом не слышал. Напротив, работники настолько привычно воспринимают почетную обязанность обойти всех ответственных лиц ключевых структурных подразделений организации, чтобы собрать их подписи в обходном листе, что даже не возникает мысли о природе данного документа, его практическом и смысловом значении, а также о том, что без него в принципе можно было бы обойтись. А прав ли работодатель, требуя, чтобы работник заполнил обходной лист? И для чего ему это нужно? А если работник откажется его заполнять? Попробуем разобраться.
Обходные листы применяются в трудовых отношениях практически повсеместно. Заслуженно ли им уделяется столько внимания? Какая важная информация фиксируется в них, что порой без их заполнения работодатель старается задержать работника на работе любой ценой, даже идя наперекор действующему трудовому законодательству? Законны ли такие действия? Об этом и не только вы узнаете из статьи.
Зачем нужны обходные листы?
Следует отметить, что ни утративший силу Кодекс законов о труде Российской Федерации, ни ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) не содержат никаких положений об обходных листах. Лишь в некоторых нормативных правовых актах, в основном касающихся государственных служащих, до недавнего времени содержались отдельные упоминания об обходных листах (в настоящее время все перечисленные ниже документы фактически утратили силу), например Обратите внимание: перечисленные ниже документы утратили силу (либо в связи с изданием нового распорядка, в котором отсутствует упоминание об обходном листе, либо в связи с упразднением конкретного органа):
- пункт 16 Служебного распорядка Федеральной службы по тарифам, утвержденного приказом ФСТ РФ от 17.07.2008 № 264-к, устанавливает: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе»;
- пункт 16 Служебного распорядка Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного приказом ФСВТС РФ от 14.09.2009 № 63-од, содержит аналогичное положение: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение, документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе установленной формы»;
- пункт 22 Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной миграционной службы, утвержденного приказом ФМС РФ от 16.07.2009 № 174, определяет: «Гражданский служащий при подаче заявления на увольнение с гражданской службы получает в Управлении по вопросам кадров и государственной службы ФМС России обходной лист, до дня увольнения сдает документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями и в день увольнения с гражданской службы сдает служебное удостоверение»;
- пункт 2.24 Служебного распорядка Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорттуризма РФ от 15.09.2008 № 24, обозначает: «Не позднее дня увольнения гражданский служащий обязан оформить обходной лист установленного образца, сдать документы и материальные ценности, связанные с ранее выполняемыми должностными обязанностями, и в день увольнения с гражданской службы сдать служебное удостоверение в отдел государственной службы, кадров и государственных наград Департамента административного и нормативно-правового обеспечения государственной политики».
Кроме того, упоминание об обходных листах содержалось в ранее действовавшем Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденном Главархивом СССР 15.08.1988:
Приведенные выше выдержки из действующих нормативных правовых актов свидетельствуют о том, что в обходном листе в основном фиксируется передача работником числящихся за ним документов и материальных ценностей при его увольнении. То есть заполнение обходных листов при увольнении работников, по сути, необходимо работодателю, чтобы убедиться в том, что увольняющийся перед прекращением трудовых отношений передал все находившиеся в его распоряжении документы и имущество работодателя. Иногда работодатели связывают подписание обходного лица с подтверждением факта передачи дел другому работнику, если эта процедура специально не регламентирована в локальном нормативном акте организации.
На практике встречаются и ситуации применения обходных листов при приеме сотрудника на работу. Цель их применения на данной стадии может быть различной: отчасти документально подтвердить факт получения работником материальных ценностей и документов для предстоящего выполнения трудовых обязанностей, а также приемку дел от предыдущего работника или иного назначенного лица сразу после оформления приема на работу.
Поэтому рассмотрим подробнее, в чем...